Запоздалый реализм Карима Масимова

29564

Правительство поменяет экономическую политику, исходя из того, что цены на энергоресурсы в ближайшие годы не восстановятся. Придется затянуть пояса и ждать, когда они, наконец, повысятся

Фото: Арман Найман
Карим Масимов.

Лучше поздно, чем никогда

Темой совместного заседания палат парламента, которое состоялось в Астане 17 июня, было утверждение отчетов правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2014. И хотя формально это одно из ключевых событий в годовом графике как законодательной, так и исполнительной власти, в казахстанских условиях оно носит ритуальный характер. Как бы депутаты ни критиковали финансовую дисциплину госорганов и о каких бы нарушениях ни говорил Счетный комитет, всё в итоге неизменно завершается утверждением отчёта, то есть одобрением действий правительства. 

Однако на этот раз ритуал и вовсе отошел на второй план на фоне откровенной оценки экономической ситуации, которую дал премьер-министр Карим Масимов. С момента второго прихода на пост главы кабмина он вообще редко публично выступает, а тем более ставит диагноз экономике, и уж тем более с такой предельной прямотой: «По нашему мнению, в ближайшие 3-5 лет мы будем жить в эпоху низких цен на ресурсы и сырьевые товары - на основные наши экспортные товары. Поэтому формирование бюджета на предстоящие три года, к которому мы сейчас приступили, тоже будет ориентироваться на достаточно низкие цены на сырье, что, конечно, потребует пересмотра некоторых программ и бюджетных расходов».

Эволюция правительственной оценки экономических перспектив - налицо. Но называть это пессимизмом не стоит - скорее запоздалым реализмом. В прошлом году, когда цена нефть уже начала обваливаться, кабмин принял сверхоптимистичный макроэкономический прогноз на предстоящие три года. Лишь когда стоимость «черного золота» почти нащупала дно, это прогноз был пересмотрен в сторону ухудшения, но и то с оговоркой, что речь идет о временных трудностях. И лишь сейчас глава правительства допускает, что это время может растянуться на долгие годы. Глядишь, к концу 2015 дело дойдет и до выработки новой экономической политики.

Отвыкнуть от хорошего

Говоря об этой политике, премьер-министр упомянул, что весь мир фактически уже живет в «новой норме» - в условиях прогнозирования слабого роста в будущем. Хотя разные страны вкладывают в это разное значение. Например, для Китая «новой нормой» является рост экономики не 9-10%, а 6-7% - что для других остается недосягаемой мечтой. Но главное – «новая норма» означает для Поднебесной не приспособление к обстоятельствам, а осознанный выбор. Пекин заявляет, что идет на снижение темпов подъема ВВП намеренно, отдавая предпочтение не скорости роста, а его качеству. При этом источником становится не экспорт, а внутренний спрос, не экстенсивное расширение производства, а внедрение инноваций.

В Казахстане же ситуация принципиально иная. Формально у нас тоже новая норма – вместо 5-7% экономического роста мы теперь надеемся на 1-3%. Но это вовсе не результат продуманной политики. Просто нам некуда деваться. И глава правительства это признал, говоря об эпохе низких цен на сырьё.

Если для Китая «новая норма» объективно полезна, чтобы не допустить перегрева финансовой системы и рынка недвижимости, то в Казахстане вместо перегрева сейчас наблюдается очевидное похолодание - одновременно с падением экспортных цен сжимается и внутренний спрос. «Новая норма» роста экономики нас совершенно не устраивает, поскольку не позволит финансировать как растущие социальные обязательства, так и начатые экономические, инфраструктурные и имиджевые мегапроекты. С такой «новой нормой» можно забыть о том, чтобы сокращать разрыв по уровню ВВП с развитыми странами.

Экономить и ждать

Таким образом, для Казахстана «новая норма» - факт нежелательный, но упрямый. И с ним придется как-то жить. Новая экономическая политика по идее должна предполагать новые источники роста. Пока они не называются, но из слов премьера стали понятны другие ее направления. Во-первых, сокращение бюджетных расходов, что будет предусмотрено в проекте бюджета на 2016-2018, который уже верстается. Акцент будет делаться на проекты, которые способствуют росту предпринимательской активности.

Во-вторых, повышение эффективности использования бюджетных средств. По словам премьера, изменения в законодательство по вопросам госзакупок и ответственности администраторов бюджетных программ нужно принять в кратчайшие сроки.

В-третьих, расчет на расширение базы бюджетных доходов за счет запуска добычи на Кашагане.

«Мы ведем свои расчеты из того, что Кашаган будет запущен к концу 2016 - началу 2017», - пояснил глава кабмина. Продержаться, по сути, осталось недолго.

Как видим, в связи с «новой нормой» пока что просматриваются контуры лишь новой бюджетной политики - экономить и терпеливо ждать поступлений. Но требуются изменения и в экономической политике, предполагающие хоть как-то компенсировать ослабление стоимости сырья. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить