В суды и госорганы Казахстана призовут легионеров

8655

Глава государства в своём выступлении в среду, 11 марта, на съезде партии «Нур Отан» определил для правительства новый блок задач. Впрочем, на поверку большинство из них оказалось уже когда-то поставленными, но не достигнутыми целями. Чтобы дело вновь не окончилось неудачей, на помощь отечественным чиновникам позовут зарубежных

Фото: kazved.ru

Три продукта вместо ста инноваций

На съезде партии «Нур Отан» президент озвучил пять институциональных реформ. Судя по всему, это не что иное, как предвыборная программа Нурсултана Назарбаева. А стало быть, в ближайшие пять лет  правительство займется ее реализацией.

Один из блоков реформ посвящен диверсификации экономики. Предыдущую работу в рамках первой пятилетки ФИИР глава государства признал недостаточной.  «Обрабатывающий сектор пока не стал настоящим драйвером экономического роста», - подчеркнул он. В принципе подобную оценку президент уже давал. В этот раз отличие в том, что правительству поручено разобраться – с тем, чтобы и вторая пятилетка не превратилась в «блин комом».

Вопрос далеко не праздный, учитывая, в каких условиях начинается второй этап индустриально-инновационного развития. Возможно, сейчас как раз следует еще раз пересмотреть его приоритеты. Тем более что глава государства сориентировал на выпуск хотя бы нескольких товаров на экспорт, которые стали бы  узнаваемыми в мире, брендом нашей экономики. Таким образом, полки «Сделано в Казахстане» в отечественных магазинах должны быть дополнены товарами «made in Kazakhstan» на зарубежных рынках.

Правительству предстоит обеспечить создание новых экспортных продуктов, что и станет показателем успешности диверсификации и индустриализации. Когда-то от чиновников требовалось найти 100 абсолютных инноваций. Сейчас от них достаточно 3-4 продукта – пусть даже не инновационных, хоть каких, лишь бы продавались. Исходя из этого, уже можно сделать вывод, насколько власть стала реалистичнее смотреть как на перспективы отечественной экономики, так и на возможности правительства.

В агросекторе поручено сделать акцент на переработке сельхозсырья. Судя по тому, что это поручение звучит не в первый раз, его исполнение пока не принесло ощутимых результатов. В этой связи следует ожидать либо изменений в рамках ИИР, либо в программе «Агробизнес-2020».

Президент выразил недовольство системой господдержки сельского хозяйства, при которой «из бюджета выделяются колоссальные средства на субсидии производства продукции отраслей с низкой добавленной стоимостью». Также он посетовал на то, что государство бесконечно помогает убыточным предприятиям, тогда как за рубежом эту проблему решают путем процедуры банкротства.

Что примечательно, незадолго до съезда министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков сообщил, что финансирование программы оздоровления субъектов АПК решено увеличить с 300 млрд тенге до 500 млрд. Дополнительная сумма затрат на решение долговой проблемы тем самым превысит все субсидии на АПК на текущий год (157 млрд тенге). Иными словами, государство продолжает инвестировать не в переработку, а в долги. Изменится ли такая политика после выступления главы на государства на съезде – вопрос на засыпку.

Хорошо забытое старое

В который раз поручено подготовить новую программу туризма. За последнее  десятилетие их было реализовано уже три, но серьезных результатов пока не наблюдается.

Президент поручил разобраться и с другим долгоиграющим проектом – финансовым центром Алматы. Для придания ему новой динамики (читай: реанимации) предлагается законодательно закрепить его особый статус. Между тем, еще в 2006 был принят и до сей поры действует закон о региональном финансовом центре Алматы. РФЦА получил тогда и отдельный госорган, и суд, и особый визовый режим для иностранцев. Однако агентство по регулированию деятельности РФЦА было упразднено в 2011, специализированный финансовый суд Алматы – в прошлом году.

Теперь, получается, всю эту систему нужно не только восстановить, но и создать заново: центр, по сути, работу так и не начал, если не считать бурной организационной и представительской деятельности. Сделать этой сейчас будет на порядок сложнее, учитывая возросшую конкуренцию, а главное - «разобранное» состояние отечественной банковской системы, которая на региональное лидерство давно не претендует.

Заграница нам поможет

Прозвучали в речи президента и новые инициативы. Важнейшая из них связана с тем, чтобы привлекать «к рассмотрению инвестиционных споров зарубежных судей». «Зарубежные и отечественные инвесторы должны быть уверены в справедливости казахстанского правосудия», - обосновал эту идею Нурсултан Назарбаев.

Инициатива очень смелая. Практика привлечения зарубежных арбитров существует в основном в футболе. В бизнесе это довольно редкое явление. Реализовать его в рамках действующей судебной системы достаточно сложно, потребуются реформы. Очевидно, речь идет о создании специализированного суда по инвестиционным спорам, о котором недавно говорилось в Верховном суде. В рамках этого суда и может вестись работа зарубежных специалистов.

«Подогнать» законодательство под зарубежных судей можно, но идея все равно остаётся неоднозначной и потребует грамотного имиджевого сопровождения. Ведь, как ни крути, вывод об уровне  профессионализма отечественного судейского корпуса получается довольно неутешительным. Введение практики привлечения зарубежных судей может быть расценено как некая дискриминация отечественного бизнеса, поскольку казахстанские предприниматели могут потребовать, чтобы и неинвестиционные споры тоже рассматривали иностранные служители Фемиды. Словом, нюансов для проработки здесь предостаточно.

Это же относится и к другой инициативе президента о привлечении зарубежных специалистов – в управление госорганами. В нацкомпаниях иностранные менеджеры уже не в диковинку: они работают не только в качестве независимых директоров, но и на исполнительных должностях. Но что касается госорганов, то здесь нога иностранного человека пока не ступала. На просторах бывшего СССР опыт привлечения «варягов», конечно, имеется. Самый известный пример – Украина, но есть и другие. Так, с этого года в Чехии вступил в силу закон, разрешающий иностранцам работать на госслужбе. 

Граждан пустят в святая святых

Но перенести чужой опыт на нашу почву не так-то просто. Нужно создать правовую основу, а главное - решить вопрос оплаты, поскольку «легионеры» за оклады наших госслужащих работать не станут. Это, в свою очередь, увеличит нагрузку на бюджет, который и без того трещит по швам.

С бюджетом связана еще одна инициатива президента, предложившего внедрять гражданское бюджетирование, привлекая представителей общественности к распределению казенных средств. Здесь стоит вспомнить, что в 2011 в Казахстане был внедрен проект «Гражданский бюджет». Эта инициатива была громко распиарена, однако на деле явила собой нетехническую версию госбюджета, составленного на доступном для широкой общественности языке. На сайтах различных госорганов до сих пор публикуются их «гражданские бюджеты», однако информация в них настолько упрощена и выхолощена, что не представляет совершенно никакого интереса ни для широкой публики, ни тем более для экспертов, заинтересованных в контроле за бюджетом.

Потому остаётся надеяться, что чиновники не сведут к такому же результату и новую президентскую инициативу. Ведь гражданское бюджетирование - в настоящей, а не утрированной форме – это реальный рычаг для улучшения управления государственными финансами.

И это, наверное, важнейшая из инициатив, названных президентом в ходе нуротановского съезда. Если довести до ума хотя бы её одну, то этого хватит, чтобы начать преобразование экономики. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube