План нации: превратятся ли «100 идей» в «100 шагов»

14542

В обнародованном «плане нации» перечислены 100 шагов, который нужно сделать для реализации президентских пяти реформ. Львиная их доля посвящена экономике, и все их объединяет необходимость детальной доработки

Фото: orangesmile.com

Больше вопросов, чем ответов

Блок экономических мер занимает главное место – на него приходится ровно половина, 50 из 100 шагов. Кроме того, ряд реформ из правового блока тоже нацелен на экономику – создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам, организация соответствующей коллегии в Верховном суде и создание в Астане международного арбитражного центра. Развитие института частных судоисполнителей и привлечение частного капитала в строительство и управление тюрьмами и колониями – это тоже, по сути, создание новой ниши для бизнеса.

Если говорить о предлагаемых экономических реформах в целом, то можно отметить два момента. Во-первых, в «плане нации», несмотря на название, представлены не столько шаги, сколько идеи. Они формулируются очень лаконично, тезисно, оставляя практически неограниченный простор для толкования. Особенно это касается тех шагов, которые предусматривают внесение изменений в законодательство. Это является одновременно и плюсом, и минусом. С одной стороны, оставляется место для экспертной доработки, учета всех необходимых нюансов. С другой, в конечном итоге предложенные реформы могут быть изменены до неузнаваемости, как это часто и бывает в практике.

Но при всей краткости можно отметить зачастую неоправданное раздробление шагов. Например, создание в Астане международного финансового центра почему-то разделено на 4 шага: в качестве отдельных мер указана не только организация авиасообщения с ведущими финансовыми центрами мира, но и введение английского языка в качестве официального на территории центра. Уходя в такие детали, разработчики при этом не обрисовали концептуальных положений о новом центре – на какие услуги и для кого он рассчитан. Указано лишь, что специализация центра будет связана с «обслуживанием рынков капитала и исламским финансированием». 

Хорошо забытое старое

Второй момент – это большое количество поручений, которые ранее так или иначе уже звучали. Это относится даже к крупным идеям, вызвавшим наибольший резонанс, например, к созданию Евразийского трансконтинентального коридора или приватизации земель сельскохозяйственного назначения, к введению всеобщего налогового декларирования, оптимизации налогового и таможенного администрирования. Все эти меры на самом деле уже провозглашались, но застряли на стадии реализации. Среди предлагаемых в экономическом блоке реформ, как и в «100 шагах» в целом, практически нет чего-либо революционного. Даже то, что выглядит новым, зачастую оказывается хорошо забытым старым.

И это свидетельствует о том, что круг проблемных вопросов, требующих решения для развития экономики, давно известен. Бизнесом он беспрестанно повторяется,  властью он услышан. Но все упирается в реализацию. Поэтому от нынешних реформ ждут именно шагов, то есть действий. А для этого нужна не только политическая воля, которая вроде бы есть, но и продуманные механизмы, которых пока нет. 

Иностранцы бросят якоря

Из наиболее важных тенденций, которые видны из предстоящих экономических реформ, можно назвать курс на импорт капитала – причем не только денежного, но и, в первую очередь, человеческого. Так, поручено привлечь не менее 10 транснациональных корпораций в перерабатывающий сектор. Помимо этого, отдельный шаг предусматривает «создание в приоритетных секторах экономики совместных предприятий с «якорными инвесторами» – международными стратегическими партнерами». В дальнейшем доля государства в этих СП будет выведена на IPO.

Плюс ко всему, еще 5 шагов посвящены привлечению стратегических инвесторов в конкретные отрасли – для формирования туристического кластера, создания единого оператора по содержанию и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, развития энергосбережения через частные энергосервисные компании, развитие производства молока и молочной продукции.

Насколько можно понять, при этом важно не столько привлечение зарубежных средств, сколько внедрение зарубежных моделей ведения бизнеса. В создании оптимальной деловой среды власть делает ставку на «трансплантацию» ее фрагментов. Неслучайно шлюзы для экспатов открываются и в государственном секторе. Один из шагов предусматривает допуск к работе на госслужбе для иностранных специалистов «по особым требованиям и отдельному перечню должностей». Что касается «особых требований», то совершенно ясно, что они будут касаться не только требований государства к работникам, но и работников к государству – по действующей сетке окладов никто из квалифицированных зарубежных специалистов на нашу госслужбу не польстится.

В судебной системе, правда, на такой шаг, как привлечение иностранцев в качестве судей, все же не пошли. Найден компромисс: зарубежные судьи и юристы будут приглашены в состав консультационного органа – международного совета при Верховном суде.

Как бы то ни было, тренд налицо – Казахстан будет открываться зарубежному управленческому и экспертному опыту и знаниям, причем не через документы, а через живых носителей. Очевидно, власть подошла к пониманию того, что создание деловой среды современного типа способом «варки в собственном соку» является бесплодным, и механическое копирование чужих схем ведет в тупик.   

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить