Какой будет дорога на курорт Кокжайлау

14918

В понедельник, 19 января, в алматинской гостинице «Астана» состоятся общественные слушания по разделу ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) проекта «Строительство дороги на горнолыжный комплекс «Кокжайлау»

Иллюстрация: voxpopuli.kz
План комплекса "Кокжайлау".

Оценка воздействия на окружающую среду – единственная стадия проектирования и строительства, на которой присутствие и запротоколированная реакция общественности требуются по закону. Поскольку дорога строится не куда-нибудь, а на давно уже будоражащий общественность горнолыжный комплекс «Кокжайлау», есть смысл вчитаться в ОВОС, благо документ выложен в открытом доступе.

Не трасса, а тропа

Итак, вот что говорится в оценке.

Дорога протяженностью чуть больше 6 км проектируется по трассе, построенной в 60-х годах прошлого века для обслуживания пионерских лагерей «Юный геолог» (сейчас комплекс «Кумбель») и «Энергетик» (сейчас частная собственность). Начинается дорога от действующего экологического поста по пути на Большое Алматинское озеро и далее проходит через новострой – поселок «Кок шокы», где ширина проезжей части ограничена 5,5 м и вплотную прилегает к заборам жилой застройки. В некоторых местах элементы застройки, как сказано в ОВОС, выходят на проезжую часть.

Новую трассу планируется сделать чуть шире: движение однополосное, ширина полосы в каждом направлении – по 3 м и (местами) тротуар шириной от 1,5 до 2,25 м.

Проектная скорость движения – от 30 до 40 км в час, в зависимости от стесненности и крутизны. А вот о том, какую интенсивность движения запланировали разработчики, в ОВОС ничего не сказано. Известно только, что на период строительства основным источником загрязнения атмосферного воздуха будет пыление (так говорится в документе), общим объемом выбросов 15,74 тонны. Вклад в состояние приземной атмосферы собственно транспорта, движущегося по уже построенной дороге, в ОВОС считается незначительным. Оно и понятно: по такой узкой дороге (особенно зажатой в «Кок шокы» до невозможности разъехаться) много не наездишь.

Тем не менее, эксперты вычислили, что туристы будут бросать вдоль дороги 917,52 тонны твердого мусора в год.  При этом 514,4 тон в год не будут разлагаться на природе, а пойдут, согласно ОВОС, на вторичную переработку.

Крюк через Медео

Однако вернемся к изначально запроектированной ограниченной пропускной способности нашей «муравьиной тропы»: почему все же заложен столь узкий формат?

Конечно, и в таком виде дорога получается недешевой: 16,544 млрд тенге в ценах 2015-2017 (поздравляем проектировщиков: они, в отличие от нас, знают, как будут изменяться цены ближайшие три года!). Но если уж решено потратить из бюджета столь значительную сумму, почему бы не расширить движение до двухполосного, кратно увеличив автомобильный поток при относительно небольших дополнительных тратах? Тем более, что эта дорогая, но узкая дорожка будет вести не к каким-то заповедно тихим местам, а на массовый горнолыжный курорт, где в хороший зимний день будет отдыхать, если верить проектировщикам, более 10 тыс. человек. Причем число иностранцев и вообще приезжих, проживающих в горнолыжной деревне на Кокжайлау, по проекту, невелико: массовость и окупаемость должны обеспечить именно алматинцы.

Допустим, собственно на плато Кокжайлау эти 10 тыс. человек найдут где покататься. А вот как они попадут туда утром, а вечером, не теряя хорошего настроения, разъедутся по домам? Вы удивитесь, но ответа на этот ключевой вопрос нет не только в отдельном проекте дороги на Кокжайлау, но и в проекте самого курорта.

В проекте ГЛК «Кокжайлау» предусмотрен крытый паркинг на Медео, рассчитанный на 500 автомобилей, пассажирам которых придется пересаживаться на специально построенную для этого гондольную дорогу «Медео-Кокжайлау». Причем этот недешевый в строительстве и в эксплуатации трафик с неудобными пересадками все равно не решает проблемы: этого заведомо мало для массовости, обещанной проектом горнолыжного курорта.

Так почему бы не решить проблему доступности лыжных и санных трасс «Кокжайлау» строительством нормальной дороги со стороны Алмаарасанского ущелья, экономя на части ненужных в таком случае трат на Медео? А если еще и пустить по ней электрифицированный общественный транспорт, что может быть лучше с точки зрения воздействия на окружающую среду и действительной международной престижности  «Кокжайлау», подаваемого в государственных планах как «всесезонный курорт мирового уровня»? Во всяком случае, технико-экономическое сравнение возможных вариантов пассажирского трафика на ГЛК просто обязано быть в проекте. Это, если хотите, азбука проектировщика, основа основ, исходная точка для начала проектирования любого объекта массовой доступности.

Но поскольку ответа на вопрос, как тысячи человек попадут на склоны плато, выведен за рамки проектирования, получается, что сам горнолыжный курорт начинается от Медео и заканчивается собственными сооружениями.

Более того, в генплане комплекса вы не найдете вместительной парковки, которой по логике должна заканчиваться запроектированная дорога. И вообще, если даже не мы с вами, а городское начальство вздумает поинтересоваться: как новый комплекс «Кокжайлау» вписывается в транспортную инфраструктуру Алматы именно как городской объект, требующий ежедневной организации потоков приезжих и местных отдыхающих, обслуживающего персонала, массы различных грузов – ему некуда будет глядеть.

Так что если уж браться за «Кокжайлау», то строить действительно доступный для горожан массовый курорт с хорошей подъездной дорогой. А подъемники и профессиональные горнолыжные трассы по склонам Кумбеля, водоемы и пушки для искусственного оснежения – это лучше доверить как раз частным инвесторам, под их предпринимательский риск и интерес.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить