Что стоит за арестом главы АРЕМ Мурата Оспанова

39061

Экономист Пётр Своик: «Арест председателя Агентства по регулированию естественных монополий Мурата Оспанова, обвиненного в получении взятки в $200 тыс. от некоего субъекта естественной монополии «за покровительство», - наглядная иллюстрация того тупика, в который государственная тарифная политика втягивается далеко не первый год»

Фото: time.kz
Мурат Оспанов.

Политика эта, с одной стороны, являет собой подражательство западной либеральной парадигме, стремящейся к минимизации прямого государственного администрирования, опоре на конкуренцию и работе с монополистами по «длинным» тарифным циклам. Предполагающим, в рамках утвержденного на несколько лет вперед тарифа, еще и необходимое развитие. С другой стороны, АРЕМ все более зацикливался на нашей собственной бюрократической традиции подминать все под себя, концентрировать на себе нормирование и регулирование, отчетность и проверки.

В результате тарифный процесс элементарно провалился в «черную дыру» фактической неподконтрольности и непрозрачности деятельности монополистов. Это можно назвать «самонормированием», «самоконтролем» и «самоотчетностью» -  АРЕМ же лишь присутствует при этом.

Такое положение было относительно терпимым, пока запас советских еще мощностей позволял утверждать для электроэнергетики и предприятий ЖКХ лишь «эксплуатационные» тарифы, но в последние годы образовалась еще одна «черная дыра». Это разрыв между необходимостью нагружать тарифы еще и модернизационной,  и строительной составляющей. А также фактической неспособностью весьма небольшого аппарата АРЕМ охватить теперь уже не только эксплуатационную, но и инвестиционную деятельность своих подопечных.

И АРЕМ, можно сказать, заметался.

С одной стороны, он уже несколько лет грозится внести в парламент такой пакет поправок, который сделает, наконец, тарифный процесс прозрачным, а публичные слушания – эффективными.

С другой стороны, госрегулятор всячески пытается сбросить с себя действительно неподъемный для него объем функций, сократить контролируемые им параметры и упростить их. В результате весь хваленый «пакет» - это совершенно второстепенные и мало что решающие по существу «улучшения».

Явным метанием является и такая «прорывная» идея, как передача естественных монополистов в управление, а потом и в собственность «единому коммунальному оператору».

Наконец, отражением тупиковых метаний является и недавний проект Концепции тарифной политики до 2020 года. В нём вначале честно признается, что из «инвестиционных» тарифов ничего не получилось и всё инвестирование ЖКХ приходится осуществлять из бюджета. После чего вдруг объявляется, что бюджетного финансирования теперь не будет, зато задачи обновления и расширения мощностей теперь будут решаться удвоенными темпами. Но за счет чего?

От себя скажу, что нормализация тарифной политики безальтернативно связана с необходимостью превращения нынешнего взаимодействия по линии «монополистгосрегулятор» в треугольник, полноправной стороной которого является еще и организованная сторона потребителя. Плюс – необходимы независимое профессиональное нормирование и ежегодное комплексное аудирование, по результатам которого только и можно эффективно регулировать тариф, эксплуатационный и инвестиционный.

А это принципиально меняет суть деятельности АРЕМ. Из органа, который пытается объять необъятное, он должен стать организатором многостороннего взаимодействия поставщиков и потребителей услуг, профессиональных экспертов и аудиторов.

Такие предложения доводились до АРЕМ, но он – глух.

Интересно, что как раз на день ареста Мурата Оспанова было назначено заседание Общественного совета при АРЕМ, членом которого я являюсь. Я на него не поехал: присланные вопросы показались совершенно второстепенными, уводящими от сути того концептуального кризиса, в котором оказалась тарифная политика.

И не думаю, к сожалению, что арест главы АРЕМ как-то повлияет на ситуацию в лучшую сторону.

В самом деле: чем может заниматься руководитель ведомства, которое не может и не хочет сделать тарифный процесс публичным, стягивает всё к исключительно собственной бюрократической процедуре? Наверное, собственноручно и осуществлять эту процедуру – в обмен на «благодарность».

В этом контексте – немножко про арифметику:

Годовой объем оборотов подконтрольных АРЕМ естественных монополий - навскидку, порядка $ 20 млрд. А поскольку объёмы эти фактически на «самоконтроле» и «самоотчетности» монополистов, мы можем смело предположить, что процентов десять из них вполне могут быть в «оперативном распоряжении» руководителей электросетевых, тепло-водо-газоснабжающих, железнодорожных, трубопроводных, портовых и иных работающих по утверждаемым тарифам предприятий. То есть, теневой рынок в регулируемой государством тарифной сфере составляет как минимум $2 млрд ежегодно. И это не считая еще больших денег, которые на уровне уже заместителей, руководителей подразделений, цехов и отделов, вплоть до бригадиров, расходятся на «договорные» закупки, строительные и ремонтные подряды.

Поэтому достаточно внушительная взятка в $200 тыс., в которой подозревается председатель антимонопольного ведомства, – не так уж и велика по масштабам тарифного «рынка».

Причем, повторю, сейчас в стране никто не владеет объективной информацией – сколько, куда и кому расходится, помимо действительно необходимых эксплуатационных и инвестиционных затрат. Этого не знают не только в АРЕМ и Минэкономики, но и в  офисах холдингов типа «Самрук-Энерго» тоже весьма отдаленные представления – что творится под ними.

Одно можно утверждать уверенно: профессиональное нормирование и регулярное аудирование общей годовой стоимостью, может быть, в две-три вмененные председателю АРЕМ суммы - могло бы вывести из тени сотни миллионов, а то и миллиардов долларов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить