«Почему Илон Маск не чудак»: первое интервью создателя Tesla и SpaceX журналу Forbes
Илон Маск заработал состояние благодаря интернету. Теперь он планирует доставлять полезные грузы в космос и спасти человечество, колонизировав Марс.
Давайте проясним один момент: Илон Маск не чудак. «Из всех людей, которых вы когда-либо встречали, я меньше всего подхожу под определение чудака», — настаивает Маск. Чудакам редко удается обзавестись состоянием $200 млн к 31 году. Однако Илону Маску это удалось. Своим успехом он обязан двум удачным сделкам: в 1999 он за $307 млн продал свою первую компанию Zip2 Corporation производителю персональных компьютеров Compaq, а в октябре 2002 он за $1,5 млрд продал платежную систему PayPal интернет-аукциону eBay.
Его последний проект, на финансирование которого Маск выделил «десятки миллионов» из собственных сбережений, тоже нельзя назвать сумасбродным. Если Маск получит одобрение от правительства США, то его компания Space Exploration Technologies, известная под более коротким названием SpaceX, к концу 2003 будет готова к запуску в космос недорогих ракет. Маск планирует доставлять в космос легкие спутники или другие полезные грузы весом до 500 кг. Стоимость одного полета составит всего $6 млн, что гораздо меньше, чем $20 млн, ведь именно столько составляет стоимость пуска ракеты Pegasus от компании Orbital Sciences Corporation.
Когда Маск рассуждает о будущем SpaceX, в голове невольно начинает играть главная тема из сериала Star Trek. Маск действительно обеспокоен тем, что человечеству может прийти конец. «Всегда нужно учитывать, что может произойти какая-то катастрофа вроде ядерной войны или падения метеорита, из-за которого с лица земли исчезли динозавры», — мрачно говорит Маск, допивая диетическую колу. Он согласился провести интервью в калифорнийском городе Эль-Сегундо, где находится офис SpaceX, через дорогу от которого можно увидеть обычную шиномонтажную мастерскую. «Понятие планетарной избыточности вполне обосновано с научной точки зрения. Это лучший способ для обеспечения долгосрочного выживания человечества», — добавляет Маск.
Именно поэтому Илон Маск планирует колонизировать Марс и мечтает построить ракеты, которые могли бы доставлять в космос полезные грузы.
«Поверхность Марса можно сделать более пригодной для жизни человека», — рассказывает он, ссылаясь на теорию о том, что посредством высвобождения парниковых газов в атмосфере можно было бы создать на Марсе окружающую среду, пригодную для жизни человека. «Мы можем изменить климат на Марсе и сделать его более похожим на земной», — добавляет Маск.
Он не придает особого значения тому, что незадолго до интервью ученые из Лаборатории реактивного движения НАСА заявили о смертельно опасном уровне радиации на Марсе. По данным ученых, в ходе высадки на Марс астронавты могут подвергнуть свое здоровье огромному риску. Тем не менее Илон Маск и другие члены Марсианского общества, число которых приближается к 6000, уверены в том, что колонизация Марса возможна. Известно, что Илон Маск — один из главных спонсоров Марсианского общества, однако он отказался раскрывать информацию о сумме своих пожертвований. Благодаря его финансированию Марсианское общество смогло оборудовать телескопом названную в его честь обсерваторию на станции Mars Desert Research Station на юге штата Юта. В пустыне члены Марсианского общества пытаются смоделировать экспедицию на Марс. Они пользуются мусоросжигательными туалетами и носят самодельные космические шлемы, которые, по некоторым данным, изготовлены из крышек мусорных баков.
«Мы не пытаемся выяснить, какова жизнь на Марсе, бегая по пустыне в космических шлемах из крышек мусорных баков. Мы пытаемся выяснить, какая тактика может сработать в реальной жизни, при этом моделируя экспедицию на Марс», — раздраженно заявляет основатель Марсианского общества Роберт Зубрин.
Как Казахстан оказался на карте Tesla
Знаменитый предприниматель, изобретатель, миллиардер Илон Маск среди прочег... →
Тем не менее когда Илон Маск ведет переговоры с потенциальными клиентами SpaceX, он не упоминает свои мечты о колонизации Марса. На недавней презентации первых прототипов ракет SpaceX в Эль-Сегундо аэронавт-самоучка Илон Маск искусно парировал вопросы высокопоставленных военных и чиновников из НАСА об «устройстве штифтовой форсунки», которая используется для подачи топлива в камеру сгорания ракетного двигателя, а также о «турбонасосах жидкостного ракетного двигателя Merlin».
Нельзя отрицать, что необходимость в недорогих альтернативах для пуска ракет в космос действительно существует. Компании вроде Boeing и Lockheed Martin предлагают слишком дорогие варианты. Основатель и председатель совета директоров производителя «недорогих» микроспутников и компонентов ракет SpaceDev Джеймс Бенсон отмечает, что он «уже давно пытается убедить экспертов из космической индустрии в том, что будущее за микрокомпьютерами, а не за огромными ЭВМ». К сожалению, прогресс идет медленными темпами. Несмотря на то что общий объем продаж SpaceDev в 2002 составил $3,4 млн, компания, акции которой торгуются на бирже NASDAQ, уже давно переживает не лучшие времена. В прошлом году компании удалось сократить убытки с $1,9 млн до $376 000. Тем не менее, для этого потребовалось сократить расходы SpaceDev на $3,2 млн.
Илон Маск родился в ЮАР и переехал в Канаду после развода родителей. Он учился в Пенсильванском университете, где получил степени бакалавра по физике и экономике. В 1995 Маск поступил в Стэнфордский университет, но уже через два дня бросил учебу ради запуска своей первой компании Zip2 Corporation. Его блестящая идея состояла в том, что создать программное обеспечение, позволяющее газетам размещать объявления в интернете. В то время ему было сложно получить финансирование, ведь у него не было опыта ни в сфере технологий, ни в работе со СМИ. Тем не менее Илон Маск сумел убедить партнеров фонда Mohr Dawidov Ventures инвестировать $3,6 млн в его компанию в обмен на контрольный пакет акций Zip2 Corporation.
«Сначала все было довольно скромно. Я не мог тратить много денег», — рассказывает Маск, вспоминая о том периоде в своей жизни, когда он ходил в волонтерский центр молодежной организации YMCA, чтобы принять душ. Однако все его усилия окупились, когда четыре года спустя он продал Zip2 Corporation производителю персональных компьютеров Compaq, который затем объединил детище Маска с поисковой системой AltaVista. «По иронии судьбы они не хотели дать нам акции компании, потому что считали, что их оценили недостаточно высоко», — с улыбкой вспоминает Маск. За свою долю в 7% он получил $22 млн.
Следующий проект Илона Маска оказался гораздо проще, хотя предприниматель усложнил себе задачу, начав заниматься бизнесом в сфере, о которой он практически ничего не знал. Он основал систему онлайн-платежей X.com, которая в итоге стала одним из первых интернет-банков, предлагающих ипотечные и кредитные услуги. В то время скептики предсказывали, что у Маска ничего не получится.
Действительно, X.com не удалось стать хорошим интернет-банком. Тем не менее X.com завоевала популярность благодаря функции перевода денег с одного счета на другой с помощью электронной почты. «Банальная функция», — отмечает Маск. Оказалось, что у компании под названием Confinity есть похожая система онлайн-платежей PayPal. После доработки, благодаря которой появилась возможность переводить деньги с помощью карманных компьютеров PalmPilots и других беспроводных устройств, платежная система стала любимым средством оплаты покупок пользователей интернет-аукциона eBay. В марте 2000 года Маск приобрел компанию Confinity и переименовал ее в PayPal. Сумма сделки не разглашалась. После слияния X.com и PayPal он сделал ставку на успешную маркетинговую стратегию и начал привлекать новых пользователей, которые получали $10 в подарок за регистрацию в платежной системе.
Вскоре настал звездный час Маска. Система PayPal провела IPO в феврале 2002 года, то есть уже после того, как лопнул пузырь доткомов, но ее акции взлетели на 55% в первый день торгов. Восемь месяцев спустя интернет-аукцион eBay купил PayPal. Сумма сделки оказалась на 80% выше, чем первоначальная стоимость компании. Будучи крупнейшим акционером PayPal (в его распоряжении было 6,5 млн акций), Илон Маск получил в результате сделки акции eBay стоимостью более $220 млн.
К тому времени Маск уже витал в облаках. После разговора с друзьями о медленном прогрессе в развитии пилотируемых полетов в космос, Маск заказал аналитикам исследование о возможности отправки на Марс своего рода системы жизнеобеспечения, содержащей живые растения. Он планировал заполнить ее питательным гелем, с помощью которого растения могли бы пустить корни. Ему оставалось только придумать, как можно было бы доставить растения на расстояние 70 млн км. Маск легко мог позволить себе выложить $20 млн за систему жизнеобеспечения, но пуск ракеты Delta от компании Boeing обошелся бы ему еще в $50 млн.
Чему автопроизводители могут научиться у Tesla
В августе исполняется 10 лет с тех пор, как Илон Маск оставил запись в блог... →
«Это была невероятная сумма», — вспоминает Маск. Поэтому он отправился в Россию, чтобы купить себе недорогую ракету. Он даже договорился о сделке, но отступил, когда риск иметь дело с эксцентричными русскими стал перевешивать любые возможности сэкономить. Маск отказывается разглашать информацию о предполагаемой стоимости сделки или о том, с кем именно он вел переговоры.
Почему бы тогда не построить ракету самостоятельно? Маск заказал новое исследование своему знакомому из Марсианского общества. Им оказался бывший технический директор компании Orbital Sciences Corporation Майкл Гриффин, который сейчас занимает должность главы финансируемого ЦРУ венчурного фонда In-Q-Tel, инвестирующего в развитие шпионских технологий. «Мне было ясно, что нам нужен надежный, но недорогой способ попасть в космос», — рассказывает Илон Маск. На первых этапах его личные инвестиции в новый проект составили $20 млн, при этом общие расходы SpaceX составили $40 млн.
Маск отказывается от сравнения с многочисленными частными компаниями, которые занимались производством ракет до SpaceX и потерпели крах. Скорее всего, он имеет в виду компанию Beal Aerospace. Как и Маск, основатель Beal Aerospace Эндрю Бил был богатым энтузиастом освоения космоса, который заработал свое состояние в совершенно другой отрасли. В случае с Эндрю Билом речь, правда, шла о банковском деле в штате Техас.
Эндрю Бил планировал инвестировать в свой проект $200 млн из личного состояния. Он хотел построить небольшие ракеты многоразового использования для доставки спутников на низкие околоземные орбиты. Напоминает SpaceX, не правда ли? Однако его проект провалился с треском в октябре 2000 года, после того как сам Бил пожаловался, что НАСА спонсирует его конкурентов.
Маск утверждает, что его компанию не постигнет такая же участь. По словам предпринимателя, его конкуренты потерпели крах, потому что у них не было талантливых специалистов и внушительного финансирования. Маск же привлек к работе в SpaceX инженеров из TRW и Boeing, поэтому он надеется, что ему удастся осуществить задуманное. Если он продаст акции eBay, то получит достаточное финансирование. Маск даже утверждает, что у него уже есть два клиента, однако отказывается разглашать информацию об этих компаниях.
Если Маск говорит, что у него уже есть клиенты, это значит, что компания SpaceX привлекла к себе внимание. В конечном итоге именно внимание общественности может пойти ей на пользу и стать ключом к успеху. «Давайте поговорим о долгосрочной перспективе. Если мы попадем в космос и поймем, как устроена наша Вселенная, человечество, возможно, когда-нибудь покинет Землю», — рассказывает Илон Маск по пути в Колорадо-Спрингс, где ему предстоит выступить на престижном симпозиуме по вопросам изучения космоса. Он добавляет: «Лучшее, что мы могли бы сделать с точки зрения обеспечения выживания человечества, это создать вторую самодостаточную цивилизацию за пределами Земли. Единственное место, где это действительно осуществимо, — Марс».
Но осуществимы ли подобные планы? Все это звучит как слова истинного чудака. Однако десять лет назад мы бы назвали чудаком того, кто бы начал рассказывать нам об электронных деньгах.
PayPal
В 1999 Илон Маск создал систему электронных платежей X.com, она пережила крах доткомов и после слияния с компанией Confinity превратилась в PayPal, которую eBay купила за $1,5 млрд. Доля Маска принесла ему первый крупный капитал, который он использовал для запуска своих следующих проектов. В них он не только привлекал деньги сторонних инвесторов, но и вложил значительную часть своего состояния.
Tesla
Компания Tesla — на данный момент единственная публичная из основанных Илоном Маском. Именно по ней судят о преимуществах и недостатках его изобретений. Давно существовавшие проблемы с производством в 2018 были преодолены, и заводы Tesla вышли на планируемый ранее объем сборки — 5000 машин в неделю. Это позволило компании впервые получить квартальную прибыль.
Хотя к экономической и даже социальной сторонам детища Маска есть множество вопросов, технологически Tesla Model X является самым совершенным электромобилем на текущий момент.
SolarCity
На волне интереса к зеленой энергетике, Илон Маск c братьями Райв создали компанию SolarCity: продажа солнечных панелей, встроенных в крыши, а также аккумуляторных батарей PowerPack, позволяющих накапливать энергию от солнечных панелей. В автомобильной практике уже применяется этот прием — отслужившие свое аккумуляторы могут еще долгое время использоваться в домохозяйствах. Однако Илон Маск планирует не просто создавать возможности для «доживания» автомобильных аккумуляторов, но и пытается улучшить современные устройства и строит в США GigaFactory, где будет делать компоненты для батарей.
Компания SolarCity вошла в состав Tesla. Эксперты считают, что таким образом Илон Маск замаскировал ее плачевное финансовое состояние. Но в последнее время она показала и сильные стороны. В конце 2017 Tesla поставила в Австралию систему резервного питания Hornsdale Power Reserve на 100 МВт*ч для предотвращения веерных отключений электричества в стране. И, по данным местных властей, ее применение в течении года сэкономило около $30 млн. Прекрасный кейс в портфолио Маска.
SpaceX
SpaceX, пожалуй, самая известная компания Илона Маска. По крайней мере она уверенно спорит за это звание с Tesla. Маск начал с идеи достичь Марса с помощью российских баллистических ракет, а потом разобрался в вопросе и решил, что гораздо дешевле самостоятельно разработать ракеты. SpaceX за 15 лет не только создала средние и тяжелые ракеты, но и вдвое снизила стоимость килограмма груза, выводимого на орбиту. В результате SpaceX сейчас доминирует на рынке коммерческих запусков, а дальнейшие инвестиции позволили Илону Маску потратить около $1 млрд на разработку сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy. Ее заявленная грузоподъемность более 60 т более чем вдвое превышает возможности всех других существующих ракет. В качестве пробного запуска Маск в 2018 отправил на Falcon Heavy алый родстер в космическое путешествие вокруг Солнца, причем дальняя точка его траектории движения находится за орбитой Марса.
OpenAI
Не все проекты Илона Маска превращаются в бизнес. Например, проект сверскоростного поезда Hyperloop американский миллиардер предложил использовать всем желающим. Еще одна больная тема для Маска — искусственный интеллект. Не отличающийся спокойной нервной системой Маск считает ИИ угрозой для человечества. Поэтому в 2015 он основал некоммерческую организацию OpenAI, которая изучает возможности таких систем. В частности в этом году искусственный соревновался в Dota 2 с живыми игроками. По упрощенным правилам один на один он уже научился выигрывать, но в командных соревнованиях проигрывает.
The Boring Company
С момента анонса проекта скоростного тоннеля под Лос-Анджелесом прошло два года. За это время было получено разрешение и выполнено бурение пробного тоннеля диаметром 3,7 м и длиной 1,8 км. Его создание обошлось в $10 млн, приводит Reuters слова Илона Маска, а на то, чтобы прокопать туннель такой длины традиционными методами, ушло бы от трех до шести месяцев и около $1 млрд.
Neuralink
В 2016 Илон Маск объявил о новой сфере своих интересов — нейроинтерфейсах, системах, позволяющих передавать информацию в компьютерные системы, считывая электрические сигналы в мозге. Это направление уже существует в науке и даже технике, но область его применения крайне ограничена из-за сложности обнаружения и интерпретации сигналов. Бурный успех SpaceX и планы Tesla по выпуску новых легковых машин и электрогрузовиков Semi, видимо, отвлекли Илона Маска от данного направления. Пока анонсов в этой сфере не было, а изучать возможности взаимодействия с мозгом сложнее, чем делать ракеты. Так что сначала пусть сделает.
Перевод Полины Шеноевой