«Между девальвацией и реформами я выберу реформы»
Ануар Ушбаев, управляющий партнер Tengri Partners: «Выбирая между одномоментной девальвацией или реформами в стране, которая ничего толком не производит и чье население большую часть своего потребления удовлетворяет продуктами с высокой импортной составляющей, я всегда выберу реформы»
Иногда, к сожалению, для этих реформ нет либо времени, либо воли, однако сейчас, как мне кажется, выбор достаточно остро лежит между тем, чтобы попытаться сделать максимально возможное в части реформ, и тем, чтобы, девальвировав тенге, навсегда уничтожить к нему доверие.
Пространные разговоры про экспортостимулирование от девальвации – не более чем популизм, в условиях, когда доля несырьевого экспорта равна менее 10%.
Те предприятия или субиндустрии в несырьевом секторе, которые на самом деле осуществляют успешную экспортную деятельность, можно и наверняка стоит поддержать, но сделать это можно через фокусированные, фискальные инструменты - таможенные ограничения и экспортное субсидирование.
Но говорить о том, чтобы ради этих предприятий, которые никакой стратегической доли от ВВП РК не представляют, пожертвовать покупательной способностью абсолютно всего населения – я считаю очень недальновидным.
Теперь что касается предложенных мер. Формулировать их можно по-разному, но все они укладываются в следующий фреймворк, который необходим для увеличения доверия к тенге, увеличения доли тенге в широких денежных агрегатах и, соответственно, увеличения возможностей НБРК во влиянии на кредитно-инвестиционный цикл.
В первую очередь, необходимо сломать стереотип, что каждые 10 тиын колебания курса знаменуют надвигающуюся девальвацию. Необходима постепенная либерализация курса, при которой бизнес и население будут нормально воспринимать ежедневную и еженедельную волатильность тенге.
Комфортное двунаправленное колебание тенге без резких изменений возможно лишь вокруг равновесного уровня, которым, как мы все понимаем, 185 тенге/доллар не является. По причине накопленной инфляции при режиме фиксированного курса за многие годы сегодня тенге переоценен, но простая девальвация без структурных реформ эту проблему не решит, а лишь временно отсрочит её рецидив.
При объявлении либерализации курса, его необходимо постепенно привести к более устойчивому диапазону, однако при этом нужно продемонстрировать абсолютное и убедительное намерение НБРК и правительства поддерживать плавающее равновесие следующим образом:
1. Мотивация депозиторов
а) разница между тенговой и долларовой доходностью должна строго превышать шаг ослабления курса тенге/доллар в течение года.
б) гарантируемая сумма вклада в национальной валюте должна быть существенно больше аналогичной суммы в долларах.
в) потери при overshooting курса тенге за пределы объявленного шага должны быть полностью компенсированы тенговым вкладчикам.
2. Мотивация БВУ относительно обязательств
а) дифференцирование резервных требований таким образом, чтобы резервирование обязательств в иностранной валюте было существенно более требовательным, чем в тенге.
б) потенциальное начисление интереса на тенговые резервные вклады БВУ в НБРК.
3. Мотивация БВУ относительно активов
а) дифференцирование макропруденциальных нормативов таким образом, что они делали активы в иностранной валюте менее привлекательными для БВУ, чем активы в тенге.
К примеру, требования по ликвидной доле портфеля активов можно регулировать так, чтобы тенговые активы были более предпочтительными с точки зрения потенциальной общей доходности портфеля.
б) предоставление государством различных схем мягкого гарантирования займов для МСБ исключительно в тенге.
4. Мотивация заёмщиков
а) дифференцирование различных кредитных нормативов таким образом, чтобы они делали займы в тенге более выгодными, чем в иностранной валюте.
К примеру, LTV (отношение кредитных средств к общему размеру необходимого финансирования проекта или приобретаемого заёмщиком актива) можно регулировать так, чтобы для валютных займов он был обязательно меньше, чем для тенговых.
б) как результат 1а, 2а, 2б и 3а - произойдёт постепенное схождение ставок по тенговым и инвалютным кредитам, делая первые более привлекательными.
5. Мотивация НБРК и правительства относительно соблюдения своих гарантий и обещаний
а) увеличение доли национальной валюты в широких денежных агрегатах позволит увеличить эффективность и расширить арсенал инструментов монетарной политики для НБРК.
б) общее увеличение доверия к власти.
Наверняка существует большое количество мер, которыми можно наполнить вышеуказанные пункты. Пример наполнения – в статье на Tengrinews.kz.