Пенсионная мина замедленного действия

10214

Решение создать в Казахстане Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), озвученное на расширенном правительственном заседании с участием президента, вызвало в стране большой ажиотаж. Его комментирует политолог, директор "Группы оценки рисков" Досым Сатпаев

Фото: Андрей Лунин
Досым Сатпаев.

Крупный куш

Впервые информация о возможном слиянии пенсионных фондов в один государственный появилась в мае 2012 года. И якобы это была задумка Всемирного банка. Министр труда и социальной защиты населения РК Серик Абденов, оправдывая необходимость создания ЕНПФ, также сослался на мнение экспертов ВБ, которые пришли к выводу о неэффективности деятельности казахстанских накопительных пенсионных фондов. Отличие состоит лишь в том, что в 2012 году говорилось о возможном появлении единого государственного пенсионного фонда под управлением  иностранной компании, что тут же вызвало опровержение со стороны официальных структур. Хотя, как говорится, нет дыма без огня. По крайней мере, с весны 2012 года уже оправдалась первая часть слухов о пенсионном слиянии под одной крышей.

Но вряд ли с появлением этого нового «накопительного Гулливера» потеряет свою актуальность шутка о том, что в Казахстане копить себе на пенсию - это все равно, что сжигать деньги в печке, согреваясь мыслями о безбедной старости. Тем более что спичрайтеры главы государства совершили одну большую ошибку.

С одной стороны, было заявлено о необходимости консолидации пенсионных накоплений в одном котле, чтобы направить их «на кредитование реальной экономики, помочь целям индустриализации и развития предпринимательства». И тут же была озвучена мысль, что выделенные из Национального фонда на антикризисные мероприятия $10 млрд, по мнению президента, могли куда-то «исчезнуть».

Естественно, возник вопрос: «А не исчезнут ли таким же образом  пенсионные накопления, которые пойдут на кредитование реальной экономики?»

Несмотря на многочисленные реорганизации, слияния и пертурбации, государственный менеджмент в стране - понятие довольно аморфное. Но ведь речь идет о крупном пенсионном куше - $20,7 млрд. И это не просто финансовый, а политический капитал, так как его потеря может привести к серьезным политическим бурям среди тех, кому на старости лет уже терять будет нечего. Прибавьте сюда еще членов семьи будущего пенсионера, который может стать жертвой «инвестиционных игр» наших чиновников, отложивших свои пенсионные накопления где-нибудь в Швейцарии. Протестные массы сразу увеличатся вдвое.

Вне матрицы

Речь здесь идет не только о будущих пенсионерах, рискующих потерять свои пенсионные накопления, но и о тех, кто вообще выпал из системы пенсионного и социального обеспечения. О них вскользь также говорил глава государства на правительственном совещании6: «Стратегическая задача в сфере занятости - вовлечение самозанятого населения в реальные секторы экономики. В этом направлении прогресс пока ощущается слабо».

Что касается количества так называемых «самозанятых» на рынке труда, то, даже по официальным данным, цифры довольно серьезные. Согласно  информации Агентства РК по статистике, на апрель 2012 года в экономике Казахстана работало свыше 8,3 млн человек, или 67,8% от экономически активного населения. Число самозанятых составило 2,7 млн человек, или 32,8% от армии трудоспособных.

Самозанятые в Казахстане условно делятся на три группы. Те, кто входит в первую, относятся к протосреднему классу, находясь в промежуточном состоянии между бедными слоями населения и средним классом. Вторые входят в средний класс (если суммировать разные данные, то middle class в Казахстане до кризиса мог составлять от 10 до 15%), при этом их деятельность осуществляется в основном на «теневом» рынке, вне госучета и контроля. А третьи приближены к бедным слоям населения, которых, по официальным данным, в прошлом году было 5,3%.

Все три группы объединяет одно: процесс старения больнее всего затронет именно самозанятых, которые рано или поздно потеряют трудоспособность. При этом большинство из 2,7 млн вообще выпало из системы пенсионных накоплений. К ним также можно добавить свыше 5% безработных. Это официальным данным, а по неофициальным расчетам их число может достигать 18% от экономически активного населения.

Председатель Агентства РК по статистике Алихан Смаилов заявил, что Казахстан стоит на пороге старения населения. Такой вывод был сделан с учетом классификации ООН, по которой общество, в котором доля населения в возрасте 65 лет и старше составляет 7% и более, относится к «стареющему». В нашей стране доля этой категории людей на конец 2011 года составляла 6,6%. «Прогнозируется, что порог в 7% будет превышен уже в 2017 году, и концу 2020 года доля пожилых людей в нашей стране может достигнуть 7,4%», - отметил А. Смаилов. Все это говорит об увеличении нагрузки на пенсионную систему страны.

Тот факт, что в Казахстане появилось около 3 млн самозанятых, которые экономически независимы от государства, потому что они фактически выпали из сферы государственного контроля и поддержки, говорит о серьезной опасности.  Большинство этих людей не считают себя чем-то обязанными государству, полностью выключившись из экономической и политической «матрицы». Это значит, что степень лояльности таких людей к власти довольно низкая или, в лучшем случае, нейтральная - по принципу «моя хата с краю». В результате власть не может рассматривать этих людей в качестве своих сторонников, а, наоборот, при определенных условиях рискует обрести в их лице новые протестные группы, в том числе в связи с возможным провалом пенсионной реформы.

Идею создания Единого пенсионного фонда на сайте forbes.kz также прокомментировали  директор Центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов, независимый юрист Сергей Уткин, председатель совета директоров компании Vizor Айдан Карибжановпредседатель Ассоциации пенсионных фондов РК Айдар Алибаевпредседатель правления АО «НПФ «Астана»Андрей Карягин

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить