За пять лет уровень локализации на заводах Аstana Motors превысит 51%

Это поможет расширить возможности экспорта автомобилей на зарубежные рынки

Фото: © Astana Motors Manufacturing Kazakhstan

По данным Казахстанского автомобильного союза (КАО), за 9 месяцев 2025 года предприятия РК произвели 109 223 автомобиля на сумму свыше 1,5 трлн тенге, на 17% превысив показатели соответствующего периода 2024 года. Доля автомобилестроения в общем объеме машиностроительной отрасли составила 40,6%. Увидеть, как организована работа на предприятиях, вносящих вклад в эту статистику, представители казахстанских СМИ и блогеры смогли в ходе медиатура, совместно организованного компанией Astana Motors и КАО.

Маршрут включал сразу несколько объектов: модернизированный завод по производству легковых автомобилей Hyundai (Hyundai Trans Kazakhstan), технопарк автокомпонентов, мультибрендовый завод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan (AMMKZ). Проекты реализованы при поддержке Министерства промышленности и строительства РК, Банка развития Казахстана, Фонда развития промышленности, Министерства иностранных дел РК, Экспортной страховой компании KazakhExport, акимата города Алматы.

Компания Astana Motors является официальным дистрибьютором 18 международных автомобильных брендов в Казахстане, выступает официальным дистрибьютором Chery в Чешской Республике, а также официальным дистрибьютором Hyundai и дилером BYD в Узбекистане. Кроме того, Astana Motors на протяжении последних нескольких лет входит и в число ведущих казахстанских автопроизводителей. С 2011 года она производит коммерческую технику на заводе Hyundai Trans Almaty, в 2019 году, в разгар пандемии, в Индустриальной зоне Алматы началось строительство завода по производству легковых автомобилей Hyundai Trans Kazakhstan (HTK) мощностью 50 тыс. автомобилей в год. В этом году завод отметил свое пятилетие. За 10 месяцев 2025 года на HTK выпущено 43 665 автомобилей, а всего с осени 2020 года — 209 437 авто.

На входе в цех нас встречают новенькие Tucson и Santa Fe. «В нынешнем году мы провели рестайлинг Tucson, освоили производство Santa Fe мелкоузловым способом, в линейке нашего завода также представлены модели Sonata, Elantra, Mufasa, Palisade, Staria, Custin, четыре модели представительского класса бренда Genesis», — рассказывает директор предприятия Кайрат Ержепов. По его словам, в январе–феврале на HTK проведена модернизация, установлено новое роботизированное оборудование. В проект инвестировано 8,5 млрд тенге, и теперь доля автомобилей, выпускаемых методом CKD (со сваркой и окраской), может составлять 50% от общего объема производства.

Hyundai Trans Kazakhstan
Медиатур 5 декабря 2025 года
Фото: © Hyundai Trans Kazakhstan

В цехе сварки установлено 5 сварочных роботов Hyundai Robotics, 14 сервопистолетов с автоматической заточкой электродов, модернизировано 111 сварочных пистолетов, установлен автоматический конвейер и вальцовщик крыши со сваркой и сварочные кондукторы для Santa Fe. Останавливаемся посмотреть, как робот поднимает сварочный пистолет (в производственной терминологии «ган») и прицельно опускает его в нужную точку. «Когда операции по обварке кузова проводились вручную, один ган поднимали три человека. Сейчас роботы выполняют 30% сварочных работ на самых сложных участках, например, в дверных проемах, где много труднодоступных точек. Многие боятся роботизации, думая, что это «отнимает рабочие места у людей». Но мы видим другой эффект. В связи с увеличением объемов мелкоузлового производства наш штат вырос на 500 человек, теперь у нас 1700 сотрудников. Наши рабочие освоили новые специальности и развивают свои технические компетенции, значительно расширяется инженерный состав, который регулярно проходит повышение квалификации за рубежом», — объясняет Кайрат Ержепов.

 Hyundai Trans Kazakhstan
Фото: © Hyundai Trans Kazakhstan

Шесть промышленных японских роботов Yasakawa появились и в цехе окраски: четыре наносят основной слой краски, два — лак и грунт. Также в цехе модернизировали линию катафореза и производственных участков, запустили автоматический конвейер для подачи кузова на линию окраски. Модернизация позволила увеличить производство автомобилей методом мелкоузловой сборки (CKD) в два раза.

При этом часть комплектующих для автомобилей Hyundai поставляют предприятия, расположенные по соседству, в технопарке по производству автокомпонентов — заводы по производству мультимедийных систем (запущен в октябре 2024 года) и автомобильных сидений (работает с марта 2025 года).

завод автомобильных сидений, медиатур 5 декабря 2025
Завод автомобильных сидений, медиатур 5 декабря 2025 год
Фото: © Almaty Autoparts Production

Развитие технопарка — ключевой элемент в стратегии компании по повышению локализации автокомпонентов. Инвестиции в строительство технопарка составят порядка 21,5 млрд тенге, в ближайших планах Astana Motors локализовать выпуск систем отопления, вентиляции и кондиционирования, напольного покрытия, выхлопной системы, топливных и тормозных трубок, также поставка автокомпонентов на мультибрендовый завод для моделей Changan, GWM и Chery.

завод мультимедийных систем для автомобилей
Завод мультимедийных систем для автомобилей
Фото: © Kazakhstan Mobility Engineering

Объект особой гордости компании — мультибрендовый завод полного цикла Astana Motors Manufacturing Kazakhstan (AMMKZ), начавший работу в сентябре 2025 года. На площадке уникального предприятия объединено производство сразу трех ведущих китайских автомобильных брендов — Chery, Changan, GWM (с брендами Haval и Tank). Завод производственной мощностью до 120 000 автомобилей в год занимает территорию в 309 000 кв. м, общая площадь производственных помещений составляет 211 000 кв. м. Инвестиции в проект составили 215 млрд тенге, и это, говорит директор завода Илья Рубцов, не окончательная цифра: китайские автопроизводители часто производят рестайлинг, запускают новые модели, а значит, будут новые вложения и новые рабочие места — на предприятии после выхода на полную производственную мощность их будет свыше 3600.

Фото: © Astana Motors Manufacturing Kazakhstan

Вместе с директором начинаем экскурсию по заводу и попадаем… в зимний сад с экзотическими растениями и прудом с золотистыми рыбами. Дальше — светлая двухэтажная рабочая столовая на 1000 посадочных мест (питание, как и медицинское страхование, развозка входит в соцпакет сотрудников), кинотеатр на 168 мест и спортивная зона с футбольным, волейбольным и баскетбольным залом, а также тренажерным залом, оснащению которого могут позавидовать алматинские фитнес-центры.

 Astana Motors Manufacturing Kazakhstan
Медиатур 5 декабря 2025 года
Фото: © Astana Motors Manufacturing Kazakhstan

AMMKZ — единственный в СНГ автозавод, где цеха сварки и сборки расположены на разных этажах, и первый в Казахстане — с автоматическим складом-распределителем кузовов, а также первое в СНГ предприятие, где применяется метод сухой коагуляции для очистки воздуха в покрасочных камерах. На предприятии уже запущено производство Chery Tigo 2 Pro, Haval Jolion, Changan CS55 Plus, на одном из участков замечаем кузов будущего Tank 300 — производство этой модели начнется в 2026 году. «Техническое оснащение позволяет выпускать до 12 моделей одновременно мелкоузловым методом со сваркой и окраской кузова и оперативно переналаживать производственные линии. Это обеспечивает гибкость при формировании модельной линейки и позволяет адаптироваться к изменениям рыночного спроса и экспортным перспективам», — пояснил CEO Astana Motors Бекнур Несипбаев.

 Astana Motors Manufacturing Kazakhstan
Фото: © Astana Motors Manufacturing Kazakhstan

Основные производственные линии поставлены мировым лидером в области промышленного оборудования для автопрома Automotive Engineering Corporation (Китай), на всех этапах производства задействовано 54 робота: 17 в цехе сварки, 34 — в цехе окраски, три — в сборочном цехе. «Придумать универсальную оснастку для такого завода сложно: у каждого бренда свои технологические процессы, свои требования по оборудованию. Поэтому на AMMKZ общая линия окраски, но линии сборки и сварки разные для каждого бренда. В этом году соотношение CKD и крупноузловой сборки составит 30 на 70, по мере углубления локализации доля CKD вырастет», — отмечает Илья Рубцов, директор завода AMMKZ.

Astana Motors Manufacturing Kazakhstan
Фото: © Astana Motors Manufacturing Kazakhstan

По словам СЕО Astana Motors Бекнура Несипбаева, в планах компании на ближайшие 5 лет — увеличить уровень локализации на AMMKZ до 51%, это поможет открыть доступ на новые рынки. «Изначально мы рассчитывали, что значительная доля экспорта будет приходиться на Россию, но сейчас РФ стимулирует китайские компании развивать производство внутри своей страны. В рамках ЕАЭС мы рассматриваем Кыргызстан, Беларусь, Армению и другие страны, с которыми у Казахстана подписаны соглашения о беспошлинной торговле», — отметил он.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте