Турлов, Османов, Шаекин: как бизнесмены ездят на рыбалку на край света
Страсть к экзотическому хобби объединяет самых разных людей, в том числе одних из самых богатых и известных казахстанцев

Рыбалка — одно из увлечений, с которым традиционно ассоциируется летняя пора. Во всем мире миллионы мужчин (а порой и женщины) любят ее за возможность провести время на природе в тишине и покое, на время оставив в стороне будничные заботы, удовлетворить азарт добытчика, обсудить улов и погоду с коллегами-рыбаками, дожидаясь, пока на костре в котелке сварится душистая уха. Страсть к рыбалке объединяет людей разного возраста, социального статуса и рода занятий.
Среди тех, для кого она стала любимым хобби, — Руслан Шаекин, успешный предприниматель, владелец гостиниц и торговых центров в регионах страны, основатель и ведущий подкаста «101 друг Шаекина». А еще 48-летний бизнесмен — самый настоящий фанат трофейной рыбалки, целью которой является поимка особо крупной или редкой рыбы. Во имя своего хобби он готов поехать буквально на край света. В своих постах в Instagram Шаекин рассказывал подписчикам, как вместе с друзьями, известными казахстанскими предпринимателями, ловил золотого дорадо в Аргентине, арапайму — в Бразилии, голубого марлина — в Коста-Рике…
Forbes Kazakhstan поговорил с Русланом Шаекиным о трофейной рыбалке — как о страсти и не только. Ведь если для кого-то рыбалка в первую очередь хобби, то для кого-то — серьезный бизнес. Можно вспомнить тематические телеканалы и другие медиаресурсы, фирмы, специализирующиеся на производстве снастей и одежды для рыбаков, компании, организовывающие поездки на рыбалку в экзотические страны.
Рыбацкий азарт
Мой отец за свои 85 лет брал в руки удочку от силы пару раз, а вот свекор содержал рыболовные снасти в идеальном порядке и до последних месяцев жизни при любой возможности садился за руль старенького «субару форестера» — уезжал порыбачить на озера или реку Или. Поэтому первый вопрос, с которого начался наш разговор, — о том, как люди заболевают рыбацкой лихорадкой.
Детство нашего героя прошло в совхозе недалеко от Караганды, там же семилетний Руслан впервые пошел на рыбалку вместе с соседскими пацанами. Занятие это сразу пришлось ему по вкусу, и с тех пор летние каникулы мальчишка проводил на речке: просил родителей купить в городе леску, крючки и грузила, вместе с друзьями закидывал в воду самодельные удочки из обструганных веток тальника (телескопические удочки появились позже, и их владельцы слыли среди рыбаков настоящими королями), функцию поплавка выполняло наполовину окрашенное в красный цвет гусиное перо. Ловили в основном окуньков размером меньше ладони, там же, на разведенном неподалеку костре, жарили их. Нежный вкус той рыбы, вспоминает Шаекин, запомнился на всю жизнь. На каменистом берегу реки ловили раков — ныряли за ними, приносили домой и варили в огромной кастрюле.
«Бывало, нам удавалось поймать достаточно крупных по тогдашним меркам рыб, с которыми не могли сравниться окуньки. Однажды ко мне на крючок попал окунь длиной примерно 30 сантиметров, казалось — просто огромный! Я подтянул его к берегу, двоюродный брат забежал в воду, обхватил и вытащил добычу. Уже на берегу мы увидели, что крючок оторвался, и, если бы не брат, упустили бы рыбу», — с азартом рассказывает собеседник. Окунь едва поместился в молочном бидоне, а известие о богатом улове на следующий день разнеслось по всему поселку.
В юности порыбачить удавалось все реже: появились другие дела, к тому же Шаекин всерьез увлекся охотой. Но охотился в основном зимой, а летним хобби оставалась рыбалка. Зимнюю рыбалку предприниматель не любит, объясняя это тем, что много времени приходится проводить на холоде, к тому же никогда не знаешь, как поведет себя лед, а это всегда дополнительный фактор риска.
В начале 2000-х несколько раз вместе с друзьями выезжал на Балхаш, где водятся сазаны, змееголов, белый амур, сом, судак — обычные для наших водоемов виды рыб, за исключением, пожалуй, змееголова, который водится еще в реках Кызылординской области. В Казахстане есть места для хорошей рыбалки — это и тот же Балхаш, и расположенный в дельте Волги поселок Курмангазы (бывший Ганюшкино) в Атырауской области, и реки в ВКО. Но, вспоминает Шаекин, примерно к 2020 году, порыбачив на Балхаше, реках и озерах в родной Карагандинской области, понял, что в казахстанских водоемах по-настоящему крупная рыба мечты едва ли попадется на его крючок.
«Выехать на природу, посидеть возле озера или реки с удочкой, пожарить шашлык, конечно, здорово, но, если не повезло и пришлось вернуться без улова, ты никогда не испытаешь тех эмоций, за которыми увлеченные люди едут на рыбалку. Весь кайф в том, чтобы самому поймать и вытащить рыбу! Незадолго до пандемии мы с сыновьями пару раз рыбачили в Алматинской области, но вернулись ни с чем», — рассказывает собеседник.

За трофеем — на край света
Уже тогда у Шаекина возникло желание расширить географические границы своего хобби и поехать на трофейные рыбалки в другие страны. В начале 2021 года, после снятия ограничений, введенных на время пандемии, он поделился своими планами с другом, владельцем базы «Завидово» на Балхаше Игорем Глизиным, таким же заядлым рыбаком, как и он сам. И друзья занялись поиском компании, специализирующейся на рыболовном туризме.
В мировой топ стран для трофейной рыбалки, по словам Шаекина, входят Бразилия, Коста-Рика, Аргентина, Россия (Дальний Восток и Кольский полуостров), Колумбия, Канада и США. Для некоторых стран рыболовный туризм становится важной статьей дохода. В Тринидад и Тобаго приезжают рыбаки, желающие поймать трофейного тарпона, Коста-Рика считается одним из лучших мест для рыбалки на черного и голубого марлина, парусника.
Что касается топ-10 трофейных рыб, то для речной рыбалки это арапайма, чавыча, белуга, панцирная щука, золотой дорадо, павлиний окунь, меконгский гигантский сом, европейский сом, махсир, голиафская тигровая рыба. Десятку морских обитателей представляют голубой и черный марлин, гигантский голубой тунец, рыба-собака, рыба-меч, гигантская тревалли, акула мако, гигантский кубера снэпер, парусник, большеголовая лакедра.
Казахстанцы нашли русскоязычного специалиста, одного из лучших в мире профессионалов, он и помог подготовиться к первому путешествию. После снятия ограничений на перелеты, введенных во время пандемии, в индустрии по организации трофейной рыбалки наблюдался большой спрос на клиентов. При этом, отмечает Шаекин, для того чтобы стать частью сообщества, одной лишь готовности заплатить немалые деньги за лицензию, организацию поездки, размещение на базе (в рыбацкой терминологии «лодж»), услуги гида, не говоря об обмундировании и экипировке, недостаточно.
Состоятельных людей, готовых отправиться в далекий путь ради незабываемых впечатлений от экзотической рыбалки, немало, но, во-первых, для хорошей поездки нужна компания единомышленников, а во-вторых, это сообщество открыто не для всех. Круг людей, увлеченных трофейной рыбалкой, тесен, здесь все знакомы, знают, в какое время года и в какой лодж лучше ехать, чтобы поймать парусника, голубого марлина или золотого дорадо. И прежде чем тебя признают своим, принимающая сторона должна убедиться, что ты не случайный человек. Могут даже соцсети посмотреть, навести справки у знакомых, которые дадут рекомендацию и заверят, что лодж без опаски может работать с вами. В свою очередь, турист может быть уверен, что за организацию рыбалки отвечают честные и профессиональные люди.
В начале 2021 года Шаекин и еще трое заядлых рыбаков — Игорь Глизин, владелец компании Global Food, дистрибьютор семечек «Джинн» Руслан Идрисов и основатель и CEO Smart Parking Technologies Амирхан Омаров — поехали в Коста-Рику. На три дня ушли в Тихий океан, поймали марлина и парусников, потом на Атлантическом побережье поймали тарпона, также входящего в список самых известных трофейных рыб.
«В той поездке я понял, что рыболовный туризм дарит мне ни с чем не сравнимые эмоции. Рыбалка к тому же это не только добыча, но и возможность посетить разные страны, увидеть их достопримечательности, например, ледники или водопад Игуасу в Аргентине, узнать, как живут другие люди», — говорит Шаекин.
Он задался целью сколотить команду единомышленников, и со временем сформировалась группа из девяти человек — предпринимателей, общественных деятелей, топ-менеджеров крупных компаний, объединенных общим хобби. Команда, в состав которой вошли, например, владелец Freedom Holding Corp. Тимур Турлов (№ 2 рейтинга 75 богатейших бизнесменов), известный блогер Бейбут Алибеков, член наблюдательного совета Magnum Cash & Carry Азамат Османов, занимавшийся на тот момент предпринимательской деятельностью Руслан Берденов, дважды побывала в Бразилии, в водоемах которой обитает одна из самых крупных в мире пресноводных рыб арапайма, в Коста-Рике, Танзании, Тринидаде и Тобаго, в этом году планирует порыбачить в Канаде и США.
«На рыбалке очень часто человек раскрывается с неожиданной стороны, всегда серьезный предприниматель может шутить и улыбаться. Здесь нет места наносным эмоциям, а личные качества в экстремальной ситуации проявляются во всей полноте: если человек проявил стойкость характера в тропических лесах Амазонки, с ним и в разведку пойти можно. Для каждого из нас рыбалка — редкая возможность отключиться от суеты, побыть в компании людей, объединенных общей страстью, поговорить по душам, вспомнить интересные истории, ну и дружба стала крепче — мы даже дни рождения наших рыбаков вместе отмечаем», — рассказывает Руслан Шаекин.

Правила «клуба»
Даты и маршрут обсуждаются за несколько месяцев до поездки, отказаться от которой ни один из членов «клуба» не может ни под каким предлогом. Дело в том, объясняет собеседник, что лучшие лоджи рассчитаны на строго определенное и, как правило, небольшое количество рыбаков, ограниченное количество лодок и места на самых известных рыболовных базах забронированы заранее. В каждой лодке могут находиться только два рыбака, это вопрос безопасности и качества ловли — иначе есть риск, что запутаются шнуры. Поэтому, если количество рыбаков превышает лимит, «лишним» придется по очереди ждать на берегу, а это, согласитесь, совсем не то удовольствие от процесса.
Еще одно непреложное правило — чаевые для гидов. По словам Шаекина, профессиональные гиды — штучные специалисты, имена которых известны в рыбацкой среде, — работают круглый год, переезжая из одной страны в другую в период высокого сезона. Эти профессионалы, в основном уроженцы стран Латинской Америки, четко знают повадки и места обитания рыбы, нюансы течений и погодных условий, дадут совет, какую снасть лучше использовать. Благодаря их рекомендациям шанс поймать трофей увеличивается, так что рыбацкое счастье зависит не только от удачи, но и от профессионализма человека, находящегося рядом.
К слову, в большинстве самых известных лоджей пропагандируют культуру спортивной рыбалки, придерживаются ее принципов и Шаекин с друзьями: сделав фото с трофеем, отпускают рыбу, чтобы сохранить популяцию. Особенно неукоснительно следуют этому правилу рыболовные базы, расположенные на территории национальных парков. Умение отказаться от трофея — знак уважения к природе и показатель внутренней зрелости, того, что для тебя удовольствие от процесса важнее результата, констатирует собеседник. Кроме того, это хороший пример детям и другим рыбакам: забота о природе и бережное отношение к живому существу важнее мгновенной выгоды.
«Каждый год, возвращаясь с одной рыбалки, мы совместно решаем, куда поедем в следующий раз. Выбираем лучшую для ловли той или иной рыбы локацию в мире, чтобы попытаться поймать трофей, покупаем билеты, оплачиваем лодж. В Аргентине, например, можно поймать чавычу весом 25–30 кг, а на одной из баз Камчатки, куда нас приглашали, максимальный вес трофея составлял около 14 кг. Лучшие базы бронируют за год, а то и за несколько лет вперед. Когда в 2023 году я попытался забронировать места на одной из российских баз, специализирующейся на ловле тайменя, выяснилось, что лучшая неделя в октябре выкуплена до 2030 года», — рассказывает Шаекин.
Соблюдение строгой дисциплины на территории лоджа — обязательное требование со стороны организаторов рыбалки. Четко расписаны время подъема, выезда и возвращения. По словам собеседника, в большинстве лоджей запрещена рыбалка на тройные крючки — считается, что такая снасть дает рыбаку не совсем честное преимущество. Некоторые базы специализируются на ловле на спиннинг или на карповые удилища, некоторые — на так называемой нахлыстовой рыбалке. «Нахлыст имеет британские корни, и этому виду рыбалки англичан обучают с детских лет. В Казахстане, на мой взгляд, ловля нахлыстом возможна разве что на горных реках Восточного Казахстана, так что особенности национальной рыбалки — это не выдумки», — комментирует Шаекин.
Сам он предпочитает речную рыбалку морской. В отличие от последней, где снасти укрепляют на катере и вытягивают рыбу, попавшую на крючок, в речной ниже вероятность случайности. Здесь совсем другой градус азарта, ты сам закидываешь удочку, значит, и улов — на 100 % заслуга мастерства рыбака и его удачи.
По словам Шаекина, на трофейной рыбалке точно нет званий и регалий. «Ты знакомишься и общаешься с разными людьми, для которых рыбалка — отдушина, и это очень интересно. Человек, с которым вы обсуждаете пойманные трофеи, может оказаться долларовым миллиардером, но по его внешнему виду и экипировке ты никогда не догадаешься об этом: он одет в такой же комбинезон, что и ты, как правило — от фирмы Simms», — рассказывает собеседник. Одежда Simms, по выражению Руслана Шаекина, настоящий Louis Vuitton для рыбалки: в ней комфортно в 40-градусную жару, она не промокает под тропическим ливнем и обработана от москитов.
К слову, кровососущие насекомые и суровые погодные условия — не единственные опасности, с которыми приходится считаться в таком путешествии. В этом казахстанские рыбаки убедились во время оказавшейся экстремально опасной рыбалки в Танзании. Надеясь поймать большую тигровую рыбу — безжалостного хищника, обитающего в африканских реках, они недооценили количество обитающих в джунглях крокодилов и бегемотов.
«Бегемот практически полностью скрывается под водой, и ты не знаешь, где именно он всплывет. Поэтому рыбак должен периодически стучать по дну лодки, чтобы животное отплыло, услышав шум. Однажды бегемот пытался всплыть прямо под моей лодкой — ощущения, надо сказать, не самые приятные. В одну из ночей бегемот забежал на базу, где мы жили в походных условиях — палатках из продуваемой сетки, и, пока охранники пытались справиться с незваным гостем, до съестных припасов добрались гиены», — вспоминает собеседник. После этой поездки, планируя рыбалку, участники группы стали оценивать риски, и, например, отказались ехать в Папуа — Новую Гвинею. В конце концов, в мире много замечательных мест, объехать которые жизни не хватит, считает Шаекин.
Год назад предприниматель отказался от охоты, решив для себя, что рыбалка останется его единственным хобби, объединяющим путешествия и общение с близкими по духу людьми. «Мне важно, что нам с друзьями очень комфортно друг с другом, и во многом это результат того, что общее увлечение сделало нас ближе. Для некоторых из нас поездка на рыбалку — единственное время в году, которое человек может посвятить общению с друзьями. Мы можем соревноваться, кто добыл самый большой трофей, измерять длину и вес пойманных рыб, но во всем этом есть большая доля шутки, потому что в конечном итоге побеждают азарт, искренняя увлеченность любимым делом и дружба», — говорит Руслан Шаекин.