Как развивается горный туризм в Казахстане

И почему важно не быть последним в сезоне

шымбулак, горы, курорт, гонолыжный комплекс
Фото: © Андрей Лунин

В последние годы туризм стал одной из главных тем в повестке правительства. За цифрами и отчетами, характеризующими динамику отрасли, стоит процесс формирования новой туристической культуры, качественного сервиса, инфраструктуры, не конфликтующей с экологией. О том, каким может предстать будущее горного туризма в Казахстане и как курорт Shymbulak готовится к новым вызовам, рассказывает генеральный директор компании Chimbulak Development Ринат Абдрахманов.

Ринат Чингизович, в сфере туризма вы работаете почти 20 лет. Как вы оцениваете нынешнее состояние отрасли?

— Создаются все предпосылки, чтобы туризм стал флагманской отраслью экономики. Мы видим, что интерес к Казахстану и Центральной Азии растет как со стороны иностранных гостей, так и внутри страны. Только в прошлом году регион посетили около 28 млн туристов, из которых 15,3 млн приехали именно в Казахстан. Они оставили у нас свыше 1,2 трлн тенге, и это уже весомый вклад в экономику.

Активно растет внутренний туризм. В 2019 году в стране было 6,7 млн внутренних туристов, а в 2023-м — уже 9,6 млн. Главное сейчас — сохранить этот темп.

Как изменился казахстанский турист в последние годы? Стал ли он более требовательным, осознанным?

— Массовый турист всегда трансформируется, следует трендам. Еще несколько лет назад люди приходили в горы в основном по совету друзей. Потом наступила эпоха «селфи-туризма», когда основной мотивацией было сделать эффектную фотографию в известной локации и выложить ее в соцсети, не особенно погружаясь в культуру, историю, локальную среду. Сегодня на смену этому приходит формат wow-places — туристы едут, чтобы увидеть красоту природы своими глазами, получить настоящие впечатления. В целом казахстанский турист стал более зрелым. Для него важны сервис, безопасность, экологичность, и это хороший знак.

Ринат Абдрахманов
Ринат Абдрахманов
Фото: © Андрей Лунин

Как на Shymbulak совмещают развитие курорта и политику сохранения природы? Можно ли в принципе развивать горную инфраструктуру без ущерба для окружающей среды?

— Это действительно сложный морально-этический баланс. Я всегда стараюсь смотреть на вопрос через призму цифр. Иле-Алатауский национальный парк занимает около 200 тыс. га, а Shymbulak — всего 67 га, это 0,003 % территории парка. Наша цель — не захватить горы, а, наоборот, использовать их потенциал.

Безусловно, рост туризма несет антропогенную нагрузку. Но если нет инфраструктуры и культуры отдыха, ущерб может быть значительным. Мы видим это на примере территорий с неорганизованным пешим туризмом, например, в районе Кок-Жайлау.

На Shymbulak мы тоже сталкиваемся с проблемой мусора, но территория находится в нашей ответственности. Мы инвестируем в благоустройство, озеленение, посадку деревьев, прокладку безопасных пеших троп, проекты по повышению культуры горного отдыха; вводим инициативы, сокращающие количество машин в горах, — благо гости разделяют наши ценности. Если природа что-то теряет во время строительства, она обязательно получает больше взамен: восстановленные склоны, новые деревья, чистые ручьи…

В прошлом сезоне статистика посещений Shymbulak приблизилась к 1,5 млн, а может, и превысила этот показатель. Что для вас это означает?

— Рекордная посещаемость — это, с одной стороны, показатель доверия, а с другой — серьезный вызов. Если вдаваться в точные данные, полтора миллиона человек — это туристы, которые воспользовались канатной дорогой. Но есть еще альтернативные туристы, которые добираются до курорта пешком, на автобусах или на такси — это примерно 300–350 тыс. человек. В международной статистике есть «золотые» 50 курортов, которые посещают больше одного миллиона человек. Теперь мы тоже в этом списке.

Сегодня в Казахстане активно катающихся на лыжах и сноуборде меньше 1 % всего населения. Это значит, что наш потенциальный турист — обычный человек, который проводит выходные в торговом центре или дома на диване. Именно эту аудиторию мы можем вовлечь, продолжая развивать культуру отдыха в горах. Как видите, потенциал огромный — мы способны постоянно активно привлекать не только локальных гостей, но и иностранных туристов. Не готова в полной мере только инфраструктура региона.

Но мы понимаем, что улучшения не наступают в одночасье, и со своей стороны вместе с партнерами ведем последовательную работу. В этом году один из этапов пятого сезона любительского турнира по горным лыжам Tan Media Cup, который мы организуем совместно с медиахолдингом Tan Media Group, пройдет на грузинском курорте Гудаури. Турнир получит статус международного, и это один из таких важных шагов.

Если вернуться к вопросу большой популярности Shymbulak, то хочу напомнить, что в этом году правительство утвердило Комплексный план развития туризма Алматинского горного кластера (АГК) на период 2025–2029 годов. Этот проект позволит снять нагрузку с популярных мест и дать людям больше возможностей для выбора.

Если отталкиваться от описанной правительством стратегии в плане развития Алматинского горного кластера, что получит от его реализации обычный турист или обычный житель региона?

— Существует стереотип, что горные курорты — это место для обеспеченных людей. На самом деле все наоборот: развитие таких кластеров делает отдых в горах более доступным и инклюзивным. Только на Shymbulak ежегодно приезжают около 190 тыс. человек из социально уязвимых групп — это дети, пенсионеры и люди с инвалидностью.

Помимо 80 тыс. активно катающихся лыжников курорт посещают сотни тысяч гостей, которые приходят в горы просто провести время на свежем воздухе. Для многих это первое знакомство с горами — и именно через такой опыт формируется культура отдыха и отношение к природе.

Но горный кластер — это не только досуг. Это еще и рабочие места, налоги, развитие малого бизнеса. На Shymbulak сегодня трудятся 1100 человек зимой и 800 летом. Каждый тенге, вложенный в инфраструктуру, возвращается в экономику в двойном размере. Турист не только катается по склонам, но еще и покупает еду, оплачивает проживание, обучение, сувениры. Все это запускает цепную реакцию, оживляющую экономику Алматы и близлежащих поселков. Сила кластера еще и в том, что входящие в него курорты не конкурируют между собой, а дополняют друг друга, создавая единую экосистему отдыха. Такой подход позволяет каждому гостю выбрать локацию в зависимости от интересов, уровня подготовки и бюджета.

Как вам кластерные проекты наших соседей? В Узбекистане запускают Амирсой, в Кыргызстане — «Три вершины». С ними-то точно придется конкурировать?

— По-дружески мы искренне рады за наших соседей. Они действительно проводят большую и системную работу, и это здорово, потому что чем сильнее становится регион в целом, тем больше внимания он привлекает. Но с точки зрения глобального рынка у всех нас, игроков Центральной Азии, общий клиент — туристы из Китая, России и Индии. Именно эти страны сегодня формируют основной поток зарубежного туризма, и сейчас каждый из нас старается создать условия, чтобы привлечь их на свою территорию.

Мы в какой-то части уже начинаем отставать, потому что Узбекистан за последние шесть лет уже запустил один курорт. В перспективе там планируется построить еще шесть курортов разного формата.

«Три вершины» в Кыргызстане — амбициозный проект на хребте Тянь-Шаня, где уже начато строительство 270 километров трасс и сопутствующей инфраструктуры — аэропорта, дорог, коммуникаций. Наши соседи движутся быстрее: уже в следующем году там заработают первые подъемники. Если мы сейчас потеряем темп, потом будет гораздо сложнее привлечь туриста к себе.

В горнолыжной индустрии важно не столько закрывать сезон последним, сколько открывать его первым. В этом плане у Казахстана и Кыргызстана есть природное преимущество: наши горы позволяют начинать сезон раньше других стран региона, где трассы открываются только к середине декабря. Но и у соседа схожие условия, и он уже активно использует их. Поэтому нам важно не медлить и просчитывать риски.

В чем тогда может быть наша изюминка на этом фоне?

— Наше стратегическое преимущество в уникальной близости гор к мегаполису. В мире практически нет другого примера, чтобы крупный город и полноценный горный курорт были расположены так близко друг к другу.

Чтобы привлечь иностранных туристов и развивать формат длительного отдыха — так называемый long stay vacation, — необходимо обеспечить два ключевых условия. Первое — достаточная протяженность трасс, не менее 100 километров, чтобы гость мог кататься несколько дней подряд, не повторяя маршруты, — это международный стандарт при выборе курорта. Второе — качественная инфраструктура размещения: отели, апартаменты, шале, расположенные в непосредственной близости. Все вместе это формирует полноценный туристический продукт, способный кон-курировать на мировом уровне, и над этим Алматы стоит работать.

Если говорить шире, какие мировые проекты в области горного туризма вам импонируют больше всего и чему Казахстану стоит поучиться, исходя из опыта создания международных проектов?

— Один из лучших мировых примеров — итальянская система Dolomiti Superski. Это объединение 12 горнолыжных курортов и более 600 землевладельцев, которые работают как единый бизнес-организм. У нас, к сожалению, даже с соседом по дому не всегда получается договориться, а там — сложная структура, где все подчинено общей цели. Турист покупает один ski-pass и получает доступ ко всем направлениям, включая окрестные курорты.

Сегодня в Алматы и Алматинской области работают шесть горнолыжных курортов. На слуху — Shymbulak, Oi-Qaragai и «Ак-Булак», но есть и менее известные площадки — Pioneer, Tau Park, «Табаган». Развитие горного кластера позволит объединить их в общую инфраструктуру и дать малым курортам новые возможности для развития.

Поменяет ли Shymbulak свою концепцию в ближайшее время?

— Исторически мы были локальным курортом для жителей Алматы, но сегодня выходим на новый уровень. Shymbulak — флагманский курорт Казахстана. Чтобы соответствовать международным стандартам, мы привлекаем зарубежных консультантов, а также партнеров, готовых инвестировать в развитие курорта. В ближайшей перспективе планируем построить канатную дорогу на высоту 3800 метров. Этот проект выведет Shymbulak в новый сегмент и сделает его привлекательным для туристов с самыми высокими ожиданиями. Но как бы ни менялись масштабы, мы остаемся верны нашим принципам: безопасность, аутентичность, качество сервиса и сохранение природы. На этих приоритетах мы продолжим строить наше будущее.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте