Такия для президента: как казахстанский дизайнер создал в Европе бренд одежды
Чтобы создавать стильную одежду во Франции, Мади Сыпатаев продал успешный строительный бизнес в Казахстане

Мади Сыпатаев — казахстанский дизайнер и основатель бренда Marino Madi. Сейчас он проживает во Франции, в Ницце, где активно развивает свой бренд одежды, который сочетает элементы французского и казахского стилей.
В футболки и пиджаки «морского» бренда одеваются многие бизнесмены из списков Forbes Kazakhstan, жилеты и платки дарят президентам, а форму носят ученики частных школ.
Математик с душой моряка
До того как стать успешным дизайнером, Мади Сыпатаев работал совершенно в другой сфере. Он окончил Республиканскую физико-математическую школу, а затем продолжил обучение в Алматинском государственном университете, где получил диплом финансиста. После окончания вуза начал карьеру в строительной компании на позиции менеджера, спустя четыре года основал собственную многопрофильную компанию «Адиана Групп». Компания занималась строительством, продажей спецтехники и декоративных материалов в Казахстане, России и Европе.
— Когда я в 2003 году основал свою компанию, все спортивные объекты в нашей стране строили иностранцы. Я эту тему изучил, обучился сам и обучил персонал, и мы начали строить теннисные корты, гольф-поля, спортивные площадки. Многие спортивные объекты, которые до сих пор функционируют в Казахстане, построила наша компания, — утверждает Сыпатаев.
Мади Сыпатаев также стал одним из первых, кто начал поставки китайской строительной техники в Казахстан. Этот вид деятельности спикер называет «самым рисковым» и в то же время «самым перспективным».
— Параллельно в 2003-м я начал завозить китайские автобусы, их тогда называли «зайчики», помните? — обращается ко мне собеседник. — Ими в то время занимались только китайские компании, из наших никто не рисковал завозить их. А я рискнул, объясняя это тем, что эта техника более дешевая, она быстро окупится. Бизнес быстро разросся, и мы стали завозить самосвалы, экскаваторы, бурильную технику. У нас были филиалы в 10 городах Казахстана, а поставляли мы спецтехнику далеко за его пределы.

В строительстве Мади проработал 12 лет. А затем, как бы странно это ни звучало, потерял к нему интерес: по его словам, сфера перестала доставлять «эмоциональное и эстетическое удовольствие». Дело в том, что в душе бизнесмен-строитель всегда оставался творческой личностью с любовью к морю: с детства он рисовал морские пейзажи и коллекционировал модели парусников, читал Жюля Верна и мечтал о путешествиях на кораблях.
— Творчество всегда присутствовало в моей жизни, но не сильно проявлялось. Всё это выплеснулось только после сорока лет, — с улыбкой вспоминает Мади. — У меня был свой вкус в одежде, и мне всегда хотелось все вещи как-то подогнать под себя: изменить фасон, добавить вышивку, нанести принт. Вначале я так и делал: покупал вещи и добавлял какую-то деталь. Нет, сам не вышивал, просто со своей идеей шел в ателье, — опережая мой вопрос, уточнил собеседник. — Когда для своей компании заказывал спецодежду, то помогал с дизайном: предлагал, куда и что можно добавить, какой цвет, логотип, где замок пришить, где пуговицу, что можно нарисовать и т. д.
Испытания на Лазурном берегу
В 2011 году Мади решается продать весь свой строительный и торговый бизнес и перебирается в Ниццу. Уже в 2014 году он презентует бренд Marino Madi (Marino — «морской»).
— Когда только переехал в Ниццу, часто ходил по бутикам и смотрел, какие товары и одежду предлагали туристам. Зачастую это были простые тельняшки без какой-то изюминки и не самого хорошего качества. Я думал, что можно было бы добавить какую-то айдентику — флажок французский или устрицу, использовать люксовые ткани. И пришел к тому, что нужно запускать свое производство одежды в морской тематике, с деталями, присущими Лазурному берегу, — поделился воспоминаниями дизайнер.
Мади рассказывает, что когда он начинал новое дело в 2014 году, то решил сосредоточиться на европейском рынке и производить одежду исключительно для туристов, которые приезжают на Лазурный берег. Запустив первую линейку в продажу, Мади понял: для большинства приезжих качество одежды практически не имеет значения, они ориентированы на более доступную продукцию.
— Чтобы конкурировать, мне предложили снизить цену, качество и производить одежду не в Португалии, где мы шили, а в Бангладеш, но я не смог согласиться на потерю качества и решил менять стратегию: прекратить производство в больших объемах и сосредоточить внимание на премиум-сегменте. Мы стали отшивать вещи в Италии. Цена на изделия сразу взлетела в два-три раза, но вместе с этим выросли и продажи, как во Франции, так и в Казахстане, — говорит Мади.

Параллельно была идея сделать линейку для Казахстана — премиального качества поло и пиджаки, но с элементами казахской национальной айдентики. Так появилась первая коллекция поло Qazaq Eli.
Презент для президента
Из-за смены стратегии Marino Madi потеряли около 15 точек продаж, в том числе и в России. Однако в процессе трансформации компания стала находить новые пути. Например, активно работать с корпоративным сектором — причем компании сами начали обращаться к нему.
— Это был неожиданный, но удачный поворот, который принес нам новые возможности и доходы, со временем они значительно превысили прибыль от розничных продаж, — говорит Мади.

Заказы поступают от крупных казахстанских компаний, которые заказывают персонализированные футболки, кепки, жилетки и другие элементы корпоративной одежды для своих сотрудников. В списке клиентов крупные строительные, горно-обогатительные и нефтяные казахстанские компании, одним словом те, кто весьма далек от fasion-индустрии.
— Если мы в розницу в Казахстане продаем товаров на 10–20 млн тенге в месяц, то корпоративные клиенты нам приносят 30–40 млн тенге за тот же срок. Таким образом, на ретейл у нас сейчас приходится около 25% бизнеса. Бывают заказы на 50 человек — чаще для топ-менеджмента, бывают — на 200, 300, 500 человек, — говорит Мади.
По словам Сыпатаева, одним из интересных проектов стало сотрудничество с дирекцией Всемирных игр кочевников, которые прошли в сентябре 2024 года в Астане. Под брендом Marino Madi изготовили памятные подарочные комплекты: жилет, такия и шелковый платок для высоких гостей этих соревнований, включая президентов стран-участниц.
В списке корпоративных клиентов Мади также называет Назарбаев Университет, клуб YPO, некоторые подразделения «Самрук-Кызына». Есть заказчики и из Франции. Так, в Marino Madi отшивали форму для персонала двух мегаяхт, организаторов и волонтеров регаты и школы танцев.
Форменная революция
В сентябре 2024 года в Астане открыли новую школу имени Бибигуль Тулегеновой. На открытии был и Мади Сыпатаев — он разрабатывал форму для учеников этой школы. Как признается собеседник, для него это был интересный опыт, так как школьную форму он создавал впервые. Как отмечает дизайнер, ему «очень льстит», что выбор пал именно на его бренд. Кстати, этот заказ он получил совершенно случайно.
— Полтора года назад я пришел на одно из собраний бизнес-клуба Parasat, куда меня пригласил Арманжан Байтасов. Там меня узнал покупатель моего бренда и рассказал о строительстве новой школы имени Бибигуль Тулегеновой. Он спросил, не могу ли я сшить форму для учеников, на что я ответил, что теоретически это возможно, но предупредил, что нужно отталкиваться от бюджета, так как у нас цены только на футболки начинаются от 100 тыс. тенге, — говорит дизайнер.
На этом разговор и закончился, но через полгода Мади поступил звонок от представителя школы с просьбой разработать дизайн формы. Мади согласился. После презентации эскизов он получил много положительных откликов от комиссии и решил целиком взяться за проект. Чтобы снизить себестоимость, форму шили в Китае, на фабриках, работающих с именитыми брендами вроде Tommy Hilfiger и GAP.
— Я сам поехал в Китай, посетил несколько фабрик, провел переговоры, отдал эскизы, где все детали — от швов до пуговиц, от толщины нитей до их цвета — были описаны до миллиметра, чтобы результат точно соответствовал ожиданиям, — рассказывает собеседник.

Школьная форма, выполненная в ярких оранжевых, синих и серых цветах, заметно выделяется на фоне традиционных вариантов для казахстанских школ.
От Парижа до Лондона
С октября 2024 года Мади Сыпатаев готовит новую весеннюю мужскую коллекцию в этническом среднеазиатском стиле. Это, как заверяет дизайнер, будет уникальная линейка, включающая элементы casual и национальной айдентики — пиджаки, костюмы, блейзеры, кардиганы и рубашки.
Сегодня бренд Marino Madi представлен в трех магазинах во Франции, также Мади хочет открыть магазины в Париже и Лондоне. А еще в его планах — выйти на оборот в 1 млн евро.
— Перед пандемией мы почти подошли к отметке в 900 тыс. евро. Потом, конечно, были трудности, но я думаю, что в 2024 году мы перевалим за миллион, возможно, даже за полтора, — поделился ожиданиями дизайнер.

Еще один проект, который Мади планирует развивать в ближайшем будущем, — наставничество. Он попробует консультировать начинающих модельеров: как правильно запустить бренд, на что обратить внимание, какое название дать, какие коллекции лучше выпускать, как выйти на международный уровень
— Я не планирую запускать курсы на широкую аудиторию, а буду индивидуально работать по запросам. Тем более заявки уже поступают, — заканчивая разговор, отметил Мади.