Слово редактора: о самокатах, велосипедах и женщинах в автобизнесе

Вышел в свет августовский номер журнала Forbes Kazakhstan

Главный редактор журнала Forbes Kazakhstan Аскар Аукенов
Главный редактор журнала Forbes Kazakhstan Аскар Аукенов
Фото: © Андрей Лунин

У меня есть одно не самое приятное воспоминание из детства, которое, помимо прочего опыта, принесло тогда своего рода открытие. Мы с дедушкой возвращались из музыкальной школы, вышли из троллейбуса и, когда переходили через перекресток, нас сбил грузовик. К счастью, врачи сделали свое дело на отлично, тем не менее мне пришлось проваляться в больнице два месяца. Помню, удивленно размышлял о том, что как же так — мы переходили дорогу по «пешеходке» на зеленый свет, то есть всё делали правильно, но это не обеспечило нам безопасность. Уже позднее я узнал, что водитель был пьян, и это стало уроком: даже когда выполняешь все правила, нужно быть начеку, поскольку другие могут их нарушить.

Все эти, казалось бы, ушедшие за давностью лет воспоминания, не так давно неожиданно вернулись. Причиной послужил случай, когда я спокойно подходил к перекрестку, собираясь остановиться и дождаться зеленого сигнала, как вдруг мопедист-курьер резко свернул с проезжей части прямо на тротуар — вероятно, чтобы не задерживаться на красном. Я вовремя отпрянул, разумеется, крикнул что-то обсценное (естественная эмоциональная реакции на вопиющее) вслед «всаднику без головы», но тот уже умчал со своей яркой котомкой. Потом я прочитал в новостях об инциденте, когда мопедист чуть не задел женщину, мало того — в ответ на ее возмущение ударил. Были другие схожие новости.

Очень странно, что с какого-то момента пешеходные тротуары и дворы превратились из зон безопасного обитания людей в территории риска, где надо быть настороже, дабы не попасть под мопед или электросамокат. Конечно, это здорово, что у многих появилась возможность нового вида заработка. Что в городах развивается мобильность — я обеими руками за то, чтобы люди могли быстро добраться из одной точки в другую, используя как общественный транспорт, так и шеринговые сервисы электросамокатов или электровелосипедов. Но почему это должно происходить за счет причинения неудобств и прямой угрозы здоровью других жителей? Помнится, принимались какие-то правила, однако, как видно, за их исполнением не очень строго следят. Будем ждать критического числа инцидентов и очередной петиции? (Кстати, парижане именно таким образом добились запрета на шеринговые сервисы.)

И всё-таки не хотелось бы, чтобы низкая сознательность и слабое регулирование стали причиной отказа от современного бизнеса и трендов мобильности, которая, как доказано исследованиями, напрямую влияет на экономическую активность разных районов и равный доступ их жителей к рабочим местам и социальным благам. Взять в пример Амстердам, который считается велосипедной столицей мира. Велосипедисты там являются главными участниками дорожного движения, для них повсюду есть инфраструктура — дорожки, гаражи, парковки и даже вагоны.

Официантка в отеле, помню, смеясь рассказала, что у каждого амстердамца должно быть три велосипеда — основной, второй, если первый украдут, и третий, если забыл, где оставил второй. При этом всё организовано четко, так что разные участники движения друг другу не мешают. Удивительно, что на таком развитом рынке сумел запустить с партнером стартап Bondi по шерингу электровелосипедов участник рейтинга «30 до 30» Чингисхан Казахстан. Мало того — они поставляют электробайки в другие страны Европы!

Еще один интересный факт — сразу две статьи нашего ежегодного проекта, посвященного автомобильному рынку, рассказывают о женщинах. А одна из них даже стала героиней cover story — Динара Искакова, которая 20 лет назад пришла в автомобильный бизнес, начав с позиции reception в автосалоне, а сегодня является генеральным директором компании Orbis Auto. Это показывает: стереотип о том, что автобизнес — не женское дело, устарел. Как выросла и их роль в бизнесе в целом. Не зря из восьми уже вышедших номеров журнала этого года на обложке половины — женщины.

Приятного чтения!

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте