Сколько братья Махмудовы вложили в аэропорт Петропавловска
Воздушная гавань с 2022 года находится в доверительном управлении компании, связанной с бизнесменами из списка Forbes Kazakhstan

Группа компаний Orbis Kazakhstan, основанная Фаррухом и Сухрабом Махмудовыми, проинвестировала уже порядка 1,2 млрд тенге в аэропорт Петропавловска. «Из них: 846 млн тенге — гарантийный взнос в госбюджет, 435 млн тенге — операционные расходы на содержание, включая обучение персонала, обслуживание техники и закупку материалов», — такой информацией поделились с Forbes Kazakhstan в пресс-службе группы.
Воздушная гавань с 2022 года находится в доверительном управлении ТОО «Международный аэропорт Кызыл-Жар», аффилированного с братьями-бизнесменами.
Немного предыстории
В 2021 году аэропорт Петропавловска представлял собой кризисный объект. «На тот момент он уже около полугода не функционировал из-за отсутствия сертификата лётной годности: здесь не было устранено порядка 200 критических замечаний. Объект также имел значительную задолженность перед коммунальными службами и работниками, в том числе по заработной плате — за более чем шесть месяцев», — утверждают в Orbis Kazakhstan.
До этого администрация Северо-Казахстанской области трижды пыталась найти частного инвестора, чтобы восстановить работу аэропорта, но безрезультатно. Никто не хотел брать на себя риски без гарантий возврата инвестиций. Лишь на четвертом аукционе, состоявшемся в 2022 году, аэропорт Петропавловска наконец передали в доверительное управление ТОО «Международный аэропорт Кызыл-Жар», специально созданному для этих целей в июне 2021 года. Договор подписали на пять лет с правом последующего выкупа.
Объект достался новому инвестору за 2,8 млрд тенге при оценочной стоимости в 5,6 млрд тенге, то есть с дисконтом 50%, писало издание Петропавловск.news. Тогда в управлении пассажирского транспорта и автодорог СКО местному СМИ объяснили, что «стоимость была снижена в соответствии с правилами передачи государственного имущества в доверительное управление, утвержденными приказом Министерства национальной экономики от 16 января 2015 года № 17».
Зачем это нужно Orbis Kazakhstan?
Изначально инвестиционный план на весь срок доверительного управления составлял 1,2 млрд тенге. Однако фактические затраты превысили этот объём, обращают внимание в компании. А вот дальнейшие вложения будут зависеть уже от нужд объекта.
«Финансирование проекта осуществляется за счёт средств Orbis Kazakhstan, но сам аэропорт не включён в её структуру. Поскольку проект заведомо убыточный и функционирует только при дотационной поддержке, его присоединение к группе могло бы повлиять на её финансовые показатели. Поэтому было решено управлять им через доверенных лиц, — прокомментировал вопрос для Forbes Kazakhstan финансовый директор группы компаний Таир Асангали.
Наряду с этим он подчеркнул, что для Orbis этот проект не является коммерческим — приоритетом остаётся восстановление и поддержание работы стратегически важного для региона инфраструктурного объекта.
По словам собеседника, группа объединяет свыше 150 предприятий, которые работают в большинстве регионов страны, включая Северо-Казахстанскую область, где инфраструктура — ключевой фактор для бизнеса. Поэтому участие в управлении аэропортом — стратегическая мера, без прямой выгоды.
Как восстанавливали аэропорт
Тем временем перед ТОО «Международный аэропорт Кызыл-Жар» стояла задача — возобновить работу всех служб, устранить замечания Авиационной администрации Казахстана и вернуть аэропорту сертификат летной годности. «Для этого мы начали регулярные закупки антиобледенительных реагентов и жидкости для обработки воздушных судов в зимних условиях, арендовали и отремонтировали спецтехнику для очистки взлётно-посадочной полосы, рулёжной дорожки и стоянок. Были восстановлены системы светосигнального оборудования, обеспечивающего безопасность взлёта и посадки, приобретены материалы для текущего ремонта аэродромных покрытий и оборудования для работы аварийно-спасательных служб, в том числе пожарная пена», — раскрыли детали в Orbis Kazakhstan.
В 2024 году управляющая компания завершила реконструкцию склада авиационного горючего. Также были проведены работы по восстановлению инфраструктуры: отремонтированы здание терминала, аварийно-спасательная станция, системы отопления, водоснабжения и канализации, добавили в пресс-службе группы.
Что дальше?
Как ранее отмечалось, срок доверительного управления — пять лет, после чего компания сможет выкупить объект. Но только при условии, что все обязательства будут выполнены. До этого момента аэропорт остаётся в государственной собственности, а ТОО «Международный аэропорт Кызыл-Жар» продолжает выполнять функции оператора.
«Основной приоритет на сегодняшний день — обеспечение стабильной работы аэропорта, чтобы регулярные рейсы выполнялись без перебоев», — резюмировали в Orbis Kazakhstan.
Группу компаний Orbis Kazakhstan основали в 2001 году братья Фаррух и Сухраб Махмудовы. В ее состав входит дилерская сеть Orbis Auto, насчитывающая 67 автоцентров в 12 городах Казахстана, представляющая 16 автомобильных брендов; сеть салонов Orbis Machinery с семью брендами и заводом, выпускающим коммерческую и спецтехнику; Orbis Oilfield — подразделение, оказывающее услуги в сфере нефтесервиса, нефтехимии, лизинга автотранспорта.
Forbes Kazakhstan поставил братьев Махмудовых на 27-е место в рейтинге «75 богатейших бизнесменов Казахстана» в 2025 году. Состояние каждого оценивается в $388 млн.