Эксперт: Если есть платные парковки, то налог на авто надо отменить
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/9e6023e8-f7ee-4c64-98f0-298f357246f0.webp)
Несмотря на то, что в Алматы вот уже пятый год работает система автоматизированных платных парковок «Парковки Алматы» («A-паркинг»), положение в этой сфере, по мнению жителей города, кардинально не улучшилось. Свой взгляд о ситуации с парковками в южной столице в ответ на публикацию Forbes.kz выразил основатель группы компаний Uchet.kz, председатель регионального совета палаты предпринимателей Алматы, член президиума НПП «Атамекен» Максим Барышев.
![Почти 1 млрд тенге штрафов: насколько эффективны платные парковки?](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/aa63e3d0-f660-41d1-92c3-785d76e0b564.webp)
Почти 1 млрд тенге штрафов: насколько эффективны платные парковки?
Глава компании - оператора по организации платных парковок в Алматы рассказ... →
В беседе с нашим корреспондентом он отметил, что опубликованная недавно статья заинтересовала его, в первую очередь, как алматинца, а уже затем как представителя бизнеса и общественника.
- Ознакомившись с опубликованным материалом, я хотел бы вставить несколько ремарок и пожеланий, к которым могли бы прислушаться как руководство компании-оператора, так и администрация города, - сказал Максим Барышев.
Прежде всего он подчеркнул: о том, что владельцы электроавтомобилей перестали пользоваться правом бесплатной парковки, он (владелец электрокара) узнал не из официального уведомления, а из штрафной квитанции, которая пришла за неуплаченную парковку.
- Как минимум в «A-паркинг» могли бы озаботиться тем, чтобы разослать хотя бы SMS, чтобы предупредить автовладельцев о прекращении этой льготы. А в целом это решение я не поддерживаю не только потому, что сам являюсь владельцем такого вида транспорта, но и из-за того, что подобные льготы и другие подобные послабления реально сподвигают людей приобретать экологичные виды транспорта. Для нашего города проблема экологии - одна из главнейших, об этом часто говорят и аким, и глава государства, и сами горожане. Вы в своем материале упоминали о том, что электрокары и гибридные авто пользуются различными льготами в большинстве стран мира. Также стоит добавить, что во многих крупных городах Европы, США и Азии парковочные компании-операторы за свой счет устанавливают универсальные платные зарядные устройства для электроавтомобилей. Каждые 10-15 парковочных мест монтируются станции-зарядки, что только повышает популярность электрокаров, - рассказал Максим Барышев.
![Максим Барышев Максим Барышев](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/efbd9dd6-96b1-45a2-94bc-0fa2bea98ab1.webp)
Он также прокомментировал неудовлетворенность оператора тем, что в среднем в сутки парковочное место занято около 5 часов. Учитывая, что в городе размещено свыше 11 тыс. паркомест, а 1 час стоянки обходится в 100 тенге, то выходит, что в сутки выручка составляет не менее 5,5 млн тенге.
- Как мне кажется, в компании несколько завысили десятилетний срок окупаемости. На мой взгляд, 7 лет при текущих тарифах - вполне достаточно. Учитывая, что недавно подняли тариф на парковку в районе Зеленого базара до 150 тенге в час, и никто не может дать гарантию, что подобное не произойдет и в других местах, то инвестиции окупятся еще раньше, - отметил собеседник.
Он добавил, что не совсем понятны и цифры по налогам, которыми оперировал руководитель предприятия Марат Принбеков. Тот, напомним, сообщил, что за прошедшие годы выплачено около 700 млн тенге в виде налогов. Однако начиная с 2016 года компанией-оператором выплачено, по данным Барышева, чуть более 230 млн тенге.
![Налоговые отчисления Налоговые отчисления](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/67edc52b-80d9-4e10-8b62-1e9dfa33c4e7.webp)
- Порядок с парковочными зонами относительно наведен, но только в дневное время. Неоднократно видел лично, как в вечернее время «желтые жилеты» выходили на тротуары и снова занимались фактически вымогательством на центральных улицах Алматы, - добавил спикер.
![Стоимость парковки в районе Зеленого базара в Алматы выросла на 50%](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/8b7ad9c6-c688-44d9-b628-808ec0ea83f2.webp)
Стоимость парковки в районе Зеленого базара в Алматы выросла на 50%
Компания-оператор считает, что эта зона платных парковок нуждается в новом ... →
По его словам, для экономии места и пространства городу также следует озаботиться строительством многоуровневых подземных или наземных паркинг-площадок, как это опять же происходит во многих мегаполисах мира.
Также давно поднимался вопрос об ответственности компании-оператора за сохранность автомобиля и имущества в нем, когда транспортное средство находится на платной парковке.
- Мне кажется, когда люди платят за что-то, они вправе рассчитывать на то, что взамен им будут предоставлены какие-то конкретные услуги или будет обеспечена безопасность. Как мне кажется, уже давно можно было бы оснастить парковочные зоны хотя бы камерами наблюдения, чтобы в случае элементарных ДТП или тех же краж устанавливать виновных, - отметил Максим Барышев.
Наконец, главным вопросом в сложившейся ситуации является правомерность сбора ежегодного транспортного налога. Этот налог платится в том числе за то, чтобы пользоваться землями общего назначения.
- Налог на транспорт не снижен и тем более не отменен, но мы все равно платим за то, что пользуемся общественным пространством. Надо тогда либо полностью отменить этот налог, либо отменить его хотя бы для автомобилей с двигателем объемом до 3,5 л, а это примерно 90% транспортных средств в стране. Фактически автолюбители и так платят несколько налоговых пошлин при покупке авто, в том числе за утилизационный сбор. Не забываем и про то, что покупая бензин, автовладельцы также платят и немалые акцизные и налоговые сборы включенные в его цену.
На мой взгляд, когда будут учтены все эти организационные вещи, то вопросы у жителей нашего города или других городов, где работают подобные организации - исчезнут. В противном случае выходит, что мы обязаны лишь платить и соглашаться со всем, что нам навязывают, - заключил Максим Барышев.