«Приоритетное право на добычу урана»: «Казатомпром» — об уходе Laramide из РК
В казахстанской компании заявили, что канадская Laramide не имела исключительных прав на добычу уранового сырья
Пресс-служба АО «НАК «Казатомпром» распространила заявление, в котором официально прокомментировала выход канадской компании Laramide из проекта по разведке урана в бассейне Чу-Сарысу.
В «Казатомпроме» подчеркнули, что «не имеют и никогда не имели совместных предприятий, договорных отношений или проектов с компаниями Laramide Resources Ltd и Aral Resources Ltd».
«Указанные в публикации проекты и решения являются инициативами третьих сторон и не имеют отношения к деятельности «Казатомпрома». «Казатомпром» не является участником проектов по разведке урана, упомянутых в материале, и не комментирует коммерческие решения или заявления компаний, с которыми не состоит в партнерских или контрактных отношениях», — подчеркнули в компании.
Тем не менее в «Казатомпроме» обратили внимание, что лицензии ЧК «Aral Resources Ltd» (с которой компания Laramide Resources Ltd заключила опционное соглашение) на разведку территорий общей площадью 5,5 тыс. кв. км, «были получены на твердые полезные ископаемые (ТПИ) и не предполагали исключительных прав на возможные урановые ресурсы».
«Казатомпром» исторически обладал приоритетным правом на добычу урана в Казахстане. Таким образом, при начале работ по разведке урана третьим лицом такой недропользователь понимал регуляторные ограничения в части потенциального перехода на добычу урана», — говорится в сообщении.
В казахстанской компании также напомнили, что геологоразведочные работы на урановых месторождениях республики являются сложным процессом, требующим технологической экспертизы и строгого соблюдения законодательства РК: «Невозможность реализации заявленных планов отдельной частной компанией не может служить основанием для обобщающих выводов или оценок деятельности других участников рынка, включая «Казатомпром».
Напомним, что канадская Laramide объявила о расторжении соглашения с Aral Resources по проекту в Чу-Сарысуйском бассейне, которое предоставляло доступ к разведке на территории более 5,5 тыс. кв. км.
Свой выход из проекта в компании объяснили изменениями в Кодексе о недрах РК, принятые в конце 2025 года. По новым правилам, доля «Казатомпрома» в новых урановых проектах вырастет с 50% до 75%, а при продлении старых контрактов — до 90%.
Laramide пожаловалась и на рост налогов и бюрократию. По данным компании, из-за задержек с разрешениями в министерстве промышленности план работ на прошлый год был сорван.
«Казахстан забил эффектный гол в свои ворота. Похоже, они решили гарантировать себе право собственности на любые новые месторождения еще до того, как их вообще найдут», — заявил CEO Laramide Марк Хендерсон.
В компании также заявили, что в Казахстане больше нет экономического смысла для иностранных инвестиций в уран, так как в стране фактически прошла национализация отрасли.