Патрик Шумахер: современные города выглядят как разбросанный мусор
Выдающийся архитектор дал эксклюзивное интервью Forbes Kazakhstan

Патрика Шумахера можно назвать философом от архитектуры. Один из самых известных в мире дизайнеров, он пишет научные работы, преподает в университетах и создает собственные стили. В 2008 году он издал книгу «Манифест параметризма», где заявил, что этот цифровой стиль в архитектуре неизбежно распространится на все сферы человеческой деятельности. Считается, что параметризм — это сочетание архитектуры, скульптуры, биологии, математики и высоких технологий, когда компьютерное моделирование помогает создавать формы зданий, близкие к очертаниям природных объектов.
В 2023 году Шумахер выдвинул новую концепцию — тектонизм. В своем трактате «Тектонизм: архитектура XXI века» он называет это самым передовым современным архитектурным стилем. Тектонизм, на его взгляд, — логическое продолжение и более высокая стадия параметризма, наиболее соответствующая требованиям и возможностям цифровой эпохи.

Шумахер, как сказано в «Википедии», — сторонник рыночных приоритетов в строительстве в противовес социальному жилью и централизованному городскому планированию. Больше 30 лет он работает в студии Zaha Hadid Architects, созданной в 1979 году Захой Хадид — легендарным дизайнером, которая утвердила в архитектуре торжество кривых линий. Хадид и Шумахер были партнерами, их совместные проекты — отель «Морфеус в Макао», Международный аэропорт Пекин-Дасин (Китай), Центр исследований и разработок в области нефти (KAPSARC) в Саудовской Аравии, Центр Гедара Алиева в Баку (Азербайджан), Центр водных видов спорта в Лондоне.
В Алматы Патрик Шумахер наряду с представителями других ведущих архитектурных компаний участвовал в форуме UK Future Places, организованном посольством Великобритании в Казахстане. В кулуарах конференции глава Zaha Hadid Architects ответил на несколько вопросов Forbes Kazakhstan. В разговоре также участвовала старший специалист студии Евгения Позигун.

Патрик, почему вы решили принять приглашение на форум?
— Последние несколько лет мы открываем для себя регион Центральной Азии, у нас уже есть проекты в Узбекистане, Грузии, Азербайджане. Мы заинтересованы в использовании возможностей в Казахстане, сотрудничаем по проекту нового города Алатау. Я приезжал в Алматы еще 18 лет назад, представлял проект площади Республики, но этот проект тогда не был принят.
Раньше в Советском Союзе гражданское строительство исходило из интересов государства, использовались массовые типовые проекты, например, пресловутые панельные пятиэтажки с малогабаритными квартирами в 1950-60-х годах. В наше время, как мне кажется, архитектура подчинена интересам выгоде застройщика — возводятся огромные «человейники» без учета инфраструктуры, ширины дорог и т. д. Но на форуме все говорили о человекоцентричном урбанизме, о дизайне, основанном на комфорте для жизни горожан. Как такой подход может сочетаться с прибыльным девелопментом?
— Я верю в рынок. Если девелоперы будут конкурировать, они должны быть заинтересованы в том, чтобы удовлетворить все потребности жителей. Однако, помимо этого, необходимо проводить обсуждения между архитекторами, застройщиками и клиентами, потому что не все девелоперы и покупатели осведомлены о всех новых возможностях в дизайне. Я верю в рынок, но также я верю в силу коммуникаций, и сегодня девелоперам нужно общаться с архитекторами. А организовывать эти коммуникации, выступать фасилитатором, должны госорганы. Подчеркиваю, государство должно не только и не столько контролировать строительство, сколько оказывать поддержку для взаимодействия застройщиков и жителей.
Я могу привести в пример столицу Албании Тирану, где благодаря нынешнему премьер-министру Эди Раме, который также был мэром города, и его тесным связям с архитекторами ведется очень качественная застройка по отличным проектам.
Еще один пример — Новый Ташкент, город на миллион человек, спроектированный с нуля по современным стандартам благодаря тому, что у правительства Узбекистана изначально было четкое видение его концепции. Такие проекты становятся точками роста, привлекают инвестиции и позволяют развиваться всему своему региону.

«Мы убеждены, что изначальное продумывание проекта, исполнение его с учетом мировых трендов, встраивание его в социальную, культурную, экологическую структуру делает здание более долговечным, дает толчок для развития территории, — дополнила своего шефа Евгения Позигун. — И затраты на такой проект, даже если они больше обычных, в последующем окупаются многократно».
Помимо названных, архитекторы также отметили такие мировые тренды, как экологичная среда, использование возобновляемых источников энергии, 15-минутная пешая доступность всех объектов инфрастуктуры для горожан. Новый стиль в архитектуре, который студия развивает последние 25 лет, — параметризм. У компании есть успешные примеры сооружений в этом стиле в Китае, на Ближнем Востока, в части стран Европы.
Что характерно для параметризма?
— Архитекторы сегодня проектируют дома с изогнутыми очертаниями, взяв за образец природные формы, такие как русла рек, — продолжает разговор Патрик Шумахер. — Это прозрачные многоуровневые здания, соединенные мостами-переходами и окруженные зелеными пространствами. Многие из новых комплексов построены на водоемах, как например, в китайском городе Санья. Свет в эти здания поступает со всех сторон, а прохладу дают ветроуловители.
В проектах обязательно учитывается местная культура, например в Китае это нависающие крыши, в Саудовской Аравии — особые формы оконных проемов. Мы также используем местные строительные материалы.

Сейчас этот стиль, параметризм, переходит на новый уровень — тектонизм: архитектуру, которая адаптируется к местным условиям и требованиям, при этом следуя природным формам. В тектонизме используется много продуманных инженерных решений, новые процессы поиска форм, компьютерные алгоритмы. Благодаря этому городской дизайн выглядит не как разлинованная на квадраты страница, а имеет плавные мягкие линии. Такой дизайн делает город более узнаваемым, особенным, не похожим на другие.
Раньше у архитекторов было слишком много свободы, и каждое здание из-за этого не сочеталось с другими. Город выглядит как разбросанный мусор (spilled garbage). И это относится ко всем городам в мире — все они выглядят одинаково хаотично, как будто перевернули урну с мусором. Параметризм пытается решить эту проблему, сделать так, чтобы было как разнообразие, так и единство.
Получается, современный архитектор должен мыслить не в масштабах одного здания, а в масштабах всего города?
— Он должен адаптировать свои проекты к окружению и работать в цельной парадигме, не фрагментированно.
UK Future Places — мероприятие в сфере архитектуры, строительства, благоустройства и образования, организованное посольством Великобритании в Казахстане 20 февраля. В панельных сессиях и круглых столах участвовали делегации ведущих архитектурных компаний из Великобритании: Zaha Hadid Architects, Foster + Partners, Chapman Taylor, Pragma + Benoy Cross Works, Dowen Farmer Architects, WilkinsonEyre, Royal Institute of British Architects, Three Sixty Design Solutions, Pegasys Limited и другие.