Объём стрессовых активов Казахстана превышает 2,6 трлн тенге

Из них порядка 1 трлн тенге — проблемные кредиты физических лиц

Фото: Depositphotos.com

28 мая Азиатский банк развития (АБР) выпустил отчет, посвященный созданию и развитию платформ для торговли стрессовыми активами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая Казахстан. Будучи важным элементом рынка стрессовых активов, такие онлайн платформы помогают снизить уровень неработающих активов в финансовой системе, а также привлечь иностранные инвестиции, улучшить ценообразование и повысить финансовую устойчивость. В Казахстане в последние два года активно принимаются меры в этом направлении, однако есть ряд проблем, которые предстоит решить для построения полноценного рынка стрессовых активов в стране.

В сентябре 2021 года глава государства в ежегодном послании отметил необходимость возвращения замороженных активов в экономический оборот. Речь идет о проблемных кредитах и взысканном имуществе в виде недвижимости, земельных участков, производственных объектов и оборудования на балансах БВУ, в Фонде проблемных кредитов (ФПК) и в организациях управления стрессовыми активами (ОУСА). После этого в середине 2022 года в Казахстане был принят закон по вопросам развития рынка стрессовых активов, направленный на создание полноценного рынка стрессовых активов для дальнейшего снижения их уровня и вовлечения в оборот на рыночных условиях. В том же году Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) вместе с Европейским банком развития (ЕБРР) и ФПК начали изучать возможности для создания электронных торговых площадок по продаже стрессовых активов в Казахстане.

Изначально планировалось создать единую национальную цифровую платформу для реализации стрессовых активов, но позже от этой идеи отказались из-за угроз монополизации рынка, а также рисков усиления роли государства в экономике. Предварительный анализ продемонстрировал, что для финансового регулятора будет целесообразнее направить усилия на создание условий, которые будут стимулировать действующих и потенциальных игроков рынка к развитию или модернизации своих собственных онлайн-платформ для продажи активов. Вслед за этим в конце 2023 года АРРФР были разработаны законодательные поправки, направленные на установление: (1) обязательных функциональных и технических требований к электронным торговым площадкам; (2) обязанностей банков, микрофинансовых организаций и других участников рынка по продаже стрессовых активов через электронные торговые площадки; (3) полномочий АРРФР по аккредитации и регулированию операторов электронных торговых площадок. Эти поправки сейчас на рассмотрении в парламенте.

В целом, по данным АРРФР, на сегодня объем стрессовых активов в Казахстане составляет около 2,6 трлн тенге, или 5% от активов банковской системы. Из них порядка 1 трлн тенге — проблемные кредиты физических лиц, а остальные 1,6 трлн тенге — взысканное имущество и реструктурированные займы. При этом объем стрессовых активов исторически был намного выше, однако за счет государственной помощи и других мер по оздоровлению проблемных банков с 2016 по 2021 год были списаны стрессовые активы на общую сумму в 6,7 трлн тенге. Часть из этой суммы всё еще находится на балансе у ФПК. Таким образом, с одной стороны, системных рисков для финансовой системы в этом плане нет, но с другой — остро стоит вопрос по реализации накопленных неработающих активов.

Согласно недавнему исследованию АБР, успех онлайн-платформ по продаже проблемных активов зависит от наличия надежной цифровой инфраструктуры и единых стандартов, обеспечивающих прозрачные механизмы открытых торгов и равный доступ к информации для всех потенциальных инвесторов. В то же время необходимо развитое законодательство по защите прав кредиторов и урегулированию проблемной задолженности, а также сеть авторитетных третьих сторон, таких как коллекторские агентства, которые могут помочь инвесторам в процессе торговли активами. Именно по последним пунктам, на наш взгляд, в Казахстане возникает больше всего трудностей.

Например, после длительных обсуждений в парламенте и обществе на днях в стране приняли закон по вопросам минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков. Помимо прочего, в законе предусмотрены ограничительные меры в отношении коллекторских агентств, включая двухлетний мораторий на продажу проблемных займов граждан коллекторам. Это создает дополнительное регуляторное давление на них, что, по нашему мнению, будет тормозить развитие института коллекторов в РК и рынка стрессовых активов в целом. Необходимо отметить и достаточно низкий уровень развития механизма банкротства физических лиц. Всемирный банк связывает это со слишком строгими требованиями к должникам. По их мнению, только отказавшись от ненужных ограничений и приняв политику «открытого доступа» казахстанская система банкротства физлиц достигнет хороших результатов.

Отдельно подчеркнем и работу ФПК, который был создан в 2012 году для повышения качества предоставляемых банками займов. С момента своего создания деятельность ФПК показала, что фонд не работает в соответствии с передовой международной практикой урегулирования неработающих займов в банковском секторе. Это в конечном итоге привело к накоплению большого отрицательного капитала, а продажа изъятых и проблемных активов была медленной и убыточной.

Таким образом, реализация потенциала онлайн-платформ по торговле стрессовыми активами тесно связана с обеспечением нужных предпосылок и устранением барьеров в нормативной, регуляторной и институциональной среде. После принятия соответствующего закона об электронных торговых площадках создание полноценного рынка стрессовых активов и решение вышеописанных проблем потребует тесного взаимодействия финрегулятора, правительства и участников рынка.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте