Куда Казахстан экспортирует лекарства

И что необходимо предпринять, чтобы расширить географию поставок казахстанских фармпрепаратов

Фото: Андрей Лунин

Фармацевтическая компания SANTO — часть международной группы Polpharma — производит более 240 наименований лекарств для лечения разных заболеваний. Деятельность SANTO напрямую связана с работой одноименного предприятия — одного из старейших в Казахстане фармацевтических заводов в Шымкенте. Основанная в 1882 году, фабрика в советский период считалась одним из крупнейших производителей фармацевтических продуктов, в 1993-м была преобразована в АО «Химфарм», а в 2011-м вошла в состав группы Polpharma. С тех пор на заводе была осуществлена масштабная программа модернизации стоимостью около $108 млн: налажено производство новых препаратов, соответствующих международным стандартам качества, открыт собственный научно-исследовательский центр. О результатах работы и планах компании рассказывает генеральный директор SANTO Адам Алексеюк.

Расскажите, пожалуйста, о работе R&D-центра на базе вашего завода в Шымкенте. Какими достижениями может похвастать исследовательская площадка? Какова ее роль в формировании конъюнктуры казахстанского фармрынка?

— Я очень рад, что это первый вопрос, потому что он затрагивает суть нашей работы. Исследования и разработки — это мозговой центр нашей компании. Научно-исследовательский центр помогает нам производить нашу продукцию в Казахстане по доступным для потребителя ценам. Без R&D-центра нам бы не удалось локализовать ее.

Мы вкладываем значительные средства в научные исследования и в наш шымкентский завод в целом по двум причинам. Во-первых, чтобы казахстанцы имели доступ к лекарствам самого высокого качества. Во-вторых, чтобы обеспечить безопасность наших пациентов и оставаться ведущей фармкомпанией. Вы прекрасно знаете, что медицина последние 15–20 лет очень быстро меняется, поэтому у нашей компании есть уникальная возможность разрабатывать более качественные продукты, обеспечивать к ним лучший доступ и вообще лечить болезни, которые раньше были неизлечимы.

С момента приобретения завода в Шымкенте в 2011 году мы инвестировали в него более $108 млн. Это значительная сумма. Фабрика проделала огромный путь. Мы ожидаем, что совсем скоро наш завод получит сертификат соответствия стандартам GMP, принятым в Европейском союзе (сертификат GMP (Good Manufacturing Practice) свидетельствует о соответствии лекарственной продукции стандартам Европейского агентства лекарственных средств. — Прим. авт.).

Недавно мы подписали меморандум с Министерством здравоохранения Казахстана, в рамках которого SANTO обязуется инвестировать в шымкентский завод более 20 млн евро в ближайшие два с половиной года. Из них 12,5 млн будет инвестировано именно в R&D-центр и лабораторию контроля качества.

Что даст вашей компании планируемое получение сертификата GMP?

— Ну, во-первых, что это за сертификат? В фарминдустрии GMP — свидетельство высшего качества производимой продукции. Сертификация говорит о безопасности продукции и эффективности производства. К тому же получение сертификации открывает широкие возможности для экспорта продукции.

Фактически сертификация GMP означает открытие мирового рынка для завода SANTO в Шымкенте. Наши инвестиции в завод сделали его конкурентоспособным в глобальном масштабе, и мы уверены в качестве производимой в Шымкенте продукции.

В каких странах продаются лекарства, произведенные на заводе SANTO в Шымкенте, и куда вы планируете наладить экспорт?

— Сегодня мы в основном являемся местным производителем. Также экспортируем продукцию в соседние страны, включая Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Монголию. Это наши основные направления. Совсем недавно мы завершили сделку по экспорту ключевых антибиотиков в Россию. Сейчас мы проходим сертификацию препарата на основе ситаглиптина (применяется для лечения диабета второго типа. — Прим. авт.), которая откроет нам коридор для экспорта этого продукта в Евросоюз.

Так что SANTO открывается всему миру. Мы уже сильны в Центральной Азии и собираемся упрочить наши позиции в регионе. Мы открываемся для России и СНГ. В ближайшем будущем планируем наладить экспорт в Европу, а также в страны Ближнего Востока и Африки.

Фото: архив пресс-службы

Эти планы, как я понимаю, во многом зависят от сертификации GMP. Когда, по-вашему, завод ее получит?

— Могу вам сказать, что мы уже готовы. Мы смоделировали процесс сертификации с помощью специально приглашенных из Польши аудиторов и успешно его прошли. Думаю, получим сертификат до конца года.

Какую долю занимает SANTO на казахстанском фармрынке? Каких результатов удалось достичь компании за годы работы в нашей стране?

— Мы слишком малы (смеется). По итогам 2023 года мы заняли 4,8% доли казахстанского фармрынка в денежном выражении.

Но если отбросить шутки, мы действительно считаем, что нам нужно быть намного сильнее. Поэтому нам необходимо укрепить наше портфолио в области кардиологии, диабетологии, онкологии, чтобы увеличить долю SANTO на рынке до 7–8%. Мы думаем, что сможем достичь этого уровня в течение трех-пяти лет.

В одном из интервью вы говорили, что Казахстан может стать экспортером лекарств на мировой рынок. Почему вы так считаете и как казахстанское правительство могло бы этому содействовать?

— Возможности развития экспорта зависят от масштаба производства. Масштаб позволяет обеспечить качество продукции и конкурентоспособную цену на нее. Будем ли мы наращивать экспорт? Как я уже отметил, однозначно. Именно поэтому мы приняли решение о внедрении стандартов GMP.

Насколько сильны будут наши экспортные позиции, также зависит от того, как нас будет поддерживать правительство Казахстана. Потому что инвестиции, которые необходимы для внедрения новых технологий в производство фармпродукции, — миллионы, десятки миллионов долларов. Да, Казахстан — огромная страна, но ее население — лишь 20 млн человек. Поэтому, чтобы сделать нашу продукцию масштабируемой, необходимы субсидии. Нам нужно найти способ внедрить в производство новейшие технологии, которые дадут нам возможность быть еще более конкурентоспособными. Мы рассчитываем на то, что параллельно с программой поддержки местных потребителей через офтейк-контракты (контракты, которые заранее оговаривают сроки, объемы и стоимость поставок. — Прим. авт.) в Казахстане будет запущена и программа поддержки экспорта лекарств.

Я уверен, что партнерство с правительством позволит достичь наших совместных целей. Один из важных шагов в этом направлении — подписание меморандума с Минздравом, о котором я уже говорил.

В свете недавней пандемии коронавируса локализация производства лекарств стала особенно важным вопросом. Что дает локализация местному потребителю?

— Локализация бывает разной. Если у компании есть в той или иной стране настоящий завод с реальной производственной линией, то, что бы ни случилось, страна будет в безопасности. Некоторые корпорации ограничивают локализацию, скажем, упаковкой продукции. На мой взгляд, последний вариант, так называемая частичная локализация, не приносит стране ничего.

Локализация, основанная на трансферте технологий и полноценном местном производстве, позволяет обеспечить потребителям бесперебойный доступ к лекарствам. Ковид показал, насколько это важно.

Какие препараты SANTO популярны у казахстанцев?

— Самая, пожалуй, известная наша марка в Казахстане — это «Мукалтин», средство от кашля. Отличный препарат — им, скорее всего, пользуются ваши бабушки, дедушки, родители (смеется). На самом деле это удивительная история. Я очень горжусь этим продуктом. Мы его не просто продолжаем производить, а дорабатываем. Недавно запустили одноименный сироп — результат нашей научно-исследовательской работы.

Очень популярен наш витамин D для детей и новорожденных. Скоро запустим похожий препарат и для взрослых. Всё это, разумеется, клинически испытано и производится здесь, в Казахстане.

Фото: © Андрей Лунин

Некоторые казахстанские потребители считают, что зарубежные препараты — тот же витамин D — качественнее местных. По-вашему, проигрывают ли в чём-то произведенные в Казахстане препараты зарубежным аналогам?

— У казахстанцев много причин гордиться своей страной. Одна из них — местное производство. Наличие завода SANTO и некоторых других производителей дает Казахстану возможность играть в первой лиге рынка медицинской продукции. Да, есть много аспектов, которые нуждаются в доработке. Но еще недавно многие технологии были недоступны в Казахстане, а сегодня всё это есть. Еще больше технологий придет в ближайшие годы.

Вы упомянули витамин D. Это безрецептурный препарат. Наши безрецептурные препараты гораздо качественнее, чем, скажем, пищевые добавки, произведенные где-нибудь в ЕС. Например, у нас более точные дозировки, подтвержденные клиническими испытаниями. В общем, гордитесь тем, что есть у нас в Казахстане (смеется).

Цифровые технологии, в частности искусственный интеллект (ИИ), быстро меняют глобальный фармрынок. Как это сказывается на деятельности SANTO?

— Цифровые технологии — это не будущее, а настоящее фармрынка. Совсем недавно я рассказал сотрудникам SANTO о трех основных направлениях развития нашей компании. Одно из них — работа с данными. Без анализа данных сегодня бизнес развивать невозможно. Мир переживает цунами данных, которые люди зачастую не в состоянии проанализировать. Цифровые решения помогают нам их систематизировать, анализировать и принимать в итоге правильные решения, сосредоточившись на главном. Для нас это особенно важно, потому что значительная часть нашей продукции — сезонна. Принять во внимание сезонные факторы, подготовить запасы ингредиентов, обеспечить доступ потребителей к конечному продукту — без внедрения ИИ и анализа данных сделать это практически невозможно.

В этом году, например, мы внедряем систему, которая позволяет нам моделировать рынок, прогнозировать спрос на аптечном уровне и многое другое. Это позволит полностью автоматизировать планирование производства в рамках одной системы. Такие системы необходимы сегодня — за их отсутствие нам придется платить завтра.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте