Коучинг: искусство повивальной бабки

Что такое коучинг и какие схемы действий за ним стоят, рассказала Ирина Рождествина – сертифицированный коуч ICF

Ее рассказ, подкрепленный примером, еще раз подтверждает истину: все гениальное просто, нужно только действовать без суеты

Для казахстанского бизнеса коучинг – направление новое, поэтому вопрос о том, что это такое и чем отличается от любых других бизнес-тренингов, задают мне часто. Не вдаваясь в подробности, кто, когда и зачем его изобрел, кратко охарактеризую его так: коучинг – это искусство задавать вопросы.

Этот подход, заложенный теперь в основы метода с претенциозным английским названием (хотя слово «коуч» переводится как «тренер», куда уж проще), применялся еще Сократом. Своих учеников он подводил к истине через диалог, задавая вопросы, тем самым противопоставляя внешнее знание и внутреннее – философское, которому нельзя научить, его можно только открыть в себе самом.

Сам Сократ сравнивал свой метод с искусством повивальной бабки, с  той разницей, что он помогает разрешиться от бремени не женщинам, а мужчинам – помогает «родить знание». В этих диалогах Сократ отводил себе роль наблюдателя, уверяя, что он «сам пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам чреват».

Основной инструмент коучинга – открытые, сильные, трансформационные вопросы. Смелость отвечать на них позволяет повышать свою осознанность и принимать ответственность за свои дальнейшие поступки, иначе говоря, мы можем контролировать лишь то, что осознаем, то, чего мы не осознаем, контролирует нас.

Я расскажу о недавнем случае из практики, на примере которого будет видна схема работы коучинга. 

Моя хорошая подруга Ольга вышла на новое место работы – возглавила подразделение HR в группе компаний и теперь курирует еще четырех HRD из дочерних компаний небольшого холдинга. Шесть лет назад она начинала с рекрутинга, потом вела кадровые документы, занималась проектами по обучению и развитию персонала целого завода. Бывало, что хантила узких специалистов с других заводов – куда деваться, если вам нужен химик-технолог? Но вот схантили и ее – в вышеуказанный холдинг. Отличная зарплата, должность, о которой в карьере HR можно только мечтать, и немаловажный бонус – офис в двух кварталах от дома. Раньше ей приходилось бежать за три квартала на развозку к 7.25, потому что завод находился за городом и рабочий день начинался в 8 утра. А теперь в офис можно приходить в 9.15 – вот оно, настоящее счастье в карьере! 

Но не все выходило гладко – возникла тревога. Взращивая и отбирая ценные кадры для других, Ольга никогда не руководила персоналом, позиция управляющего директора по HR в группе компаний – это для нее был даже не рост, а сильная рястяжка.

«Не знаю, справлюсь ли я, – сетовала она по телефону. – Что если меня не воспримут другие руководители? Мне всего 27, выгляжу еще моложе. На днях завуч в школе, где учится моя дочь, приперла меня к стенке и стала на весь коридор отчитывать, почему я не в форме и во время уроков хожу по школе. Спрашивает меня: «Какой класс?!» Я отвечаю: «Первый «В». Она опешила. «Дочь, – говорю, – у меня в первом «В» учится. Я – мама». 

Я предложила ей побеседовать в коучинговом формате. Встретились за чашкой горячего шоколада – говорят, от шоколада лучше мозг работает. 

– Понимаешь, – говорит Ольга, – я даже не знаю, что директора носят. Конечно, знаю, но как сама все эти деловые костюмы носить буду, не понимаю!

– Ты подумала – чего ты хочешь?

– Как чего? Я работать там хочу! 

Международный стандарт коучинга основывается на пяти базовых принципах, сформулированных американским психотерапевтом Милтоном Эриксоном.

Первый принцип: с каждым человеком все ok. Этот принцип очень прост, хотя порой очень сложно поверить в это, ведь с детства нас учили оценивать и нас оценивали в категориях «хороший – плохой». Коучинг признает ценность человека как данность.

Второй принцип: намерение всегда позитивно. Как бы ни поступал человек – в основе его поведения лежит позитивное намерение по отношению к самому себе. Со стороны это может казаться отрицательным и негативным, но если вы сможете посмотреть на ситуацию глазами этого человека…

Всегда есть все необходимые ресурсы – это третий принцип коучинга. Человек сам является источником всех необходимых ресурсов и знаний.

Четвертый принцип: человек всегда делает наилучший выбор из доступных ему на момент выбора вариантов.

И пятый принцип: изменения не только возможны, изменения – неизбежны. Изменения происходят постоянно, и одни изменения влекут за тобой другие изменения, и эти изменения в свою очередь провоцируют следующие и так далее.

Я попросила Олю рассказать подробнее, как именно она там хочет работать. Но мои вопросы поначалу оставались непонятыми. Оля, похоже, твердо знала только одно – что теперь будет высыпаться. Но я со своим главным вопросом не отставала.

– От работы хочу нового и интересного, а от состояния паники хочу избавиться, – наконец сказала она. 

И когда я спросила, чего она хочет вместо этого состояния, она сказала очевидную вещь: 

– Хочу спокойного состояния и радостного, без тревоги.

– Если тревоги нет, то что есть вместо тревоги?

– Ничего. Только спокойствие, радость и интерес к новой работе, к новым проектам.

– Это действительно то, чего ты хочешь?

– Да. Но, понимаешь, я никогда не руководила, и мне не хочется, чтобы про меня подумали, что я как руководитель никакая.

 – Значит, ты НЕ хочешь произвести впечатление «никакого» руководителя. А чего ты хочешь вместо?

– Слушай, тебя уже чашкой, что ли, стукнуть – «чего хочешь? чего хочешь?»! Я не знаю, чего я хочу. Вот чего точно не хочу – знаю!

– Ok, давай начнем с того, что выгрузим, чего ты НЕ хочешь.

И мы выгрузили, записывая это в блокнот. Что Оля не хочет выглядеть дилетантом, не хочет панибратства из-за ее юной внешности, не хочет нервничать по поводу внешнего вида, который ей теперь положен по статусу, и не хочет долго переживать «комплекс новичка», когда еще не знаешь, чего ты не знаешь. Все это – четыре пункта – мы записали в одну колонку. Во вторую – с заголовком «Я хочу» – я предложила Ольге написать все, чего она хочет…

– Ты опять за свое?! 

– «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?» – спросила Алиса. «А куда ты хочешь попасть?» – ответил Кот. «Мне все равно…» – сказала Алиса. «Тогда все равно, куда и идти». Вот ты куда хочешь прийти в своем вопросе?

И мы поехали дальше. Выяснили и записали, что Оля хочет выглядеть профессионалом – спокойно и уверенно руководить проектами, общаться на равных со всеми директорами и топ-менеджерами холдинга, без боязни демонстрируя им свой опыт и знания. Что вместо панибратства ей нужно, чтобы нижестоящие по статусу обращались к ней в соответствии с ее должностью, что она хочет найти свой стиль, компромиссный ежедневному ношению костюмов и каблуков, и что хочет быстро понять все свои зоны ответственности, включиться в текущую рабочую ситуацию и запустить новые проекты.

– Нравится? – спросила я, указывая на правую часть листа.

– Мне очень нравится! И знаешь, все не так уж и страшно.

– Что начнешь делать в первую очередь?

– Во-первых, мне надо будет сразу понять, какая у них корпоративная культура и принятый формат общения. Потом я структурирую весь объем своей ответственности и на этой неделе согласую со всеми дочерними компаниями встречи-знакомства. Думаю, лучше, если шеф меня представит. А в воскресенье… Пожалуйста, можешь пройтись со мной по магазинам? 

– Могу. Но еще ответь, на чем сосредоточишь свое внимание в первую очередь?

– На отношениях – мне важно как можно быстрее прочувствовать и понять корпоративные ценности. 

Понимание, что бояться нормально, помогает отпустить страх, а освободившейся энергии вполне хватает на переключение на позитив.

Ольга призналась потом, что шла домой очень спокойная и уверенная в своих силах. И вроде бы ничего сверхнового не открыла, но появилось стойкое ощущение, что у нее есть все ресурсы, чтобы справиться с задачами на новой должности, и что с ней, с Ольгой, все в порядке.
 
Простые механизмы коучинга все расставили по своим местам, ну и горячий шоколад подпитал мозг. Это как с детьми: когда они боятся, нет смысла отрицать их страх, лучше признать его. Понимание, что бояться нормально, помогает этот страх, прочно связанный с опасением, что в тебе что-то не так, отпустить, а освободившейся энергии вполне хватает на переключение на позитив. 

Равно как на примере Ольги, следование принципам коучинга и признание ценности («окейности») людей всегда влекут за собой улучшение взаимоотношений в команде, создание единого поля взаимодействия и творческого созидания, появляется больше креативных идей и нестандартных решений. Увеличение гибкости и умение приспосабливаться к переменам – еще один из результатов применения коучингового подхода в компаниях. Ведь изменения, как известно, неизбежны. 

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте