Коммерческие споры: как выбрать правильный суд в Казахстане

Выбор правильного способа разрешения спора может исключить как сам спор, так и желание противоположной стороны злоупотреблять

Весы и молоток судьи
Выбор подходящего механизма для разрешения споров в Казахстане может зависеть от различных факторов: сложности и суммы спора, требований к конфиденциальности, рисков воздействия на суд и т. д.
Фото: © pexels.com/Sora Shimazaki

Понимание основных механизмов разрешения коммерческих споров важно как для бизнеса, работающего в Казахстане, так и для тех, кто только планирует выйти на рынок. На стадии заключения договоров либо установления бизнес-отношений выбору способа разрешения споров уделяется очень мало внимания. При этом выбор правильного суда позволяет не только снизить риски бизнеса и сэкономить миллионы, выбор правильного способа разрешения спора может исключить как сам спор, так и желание противоположной стороны злоупотреблять.

Уделите буквально 10 минут при заключении каждого договора — выберите наиболее подходящий способ разрешения споров. В этой статье — упрощенное сравнение преимуществ и недостатков государственных судов, Суда Международного финансового центра Астана (МФЦА), а также Международного арбитражного центра МФЦА (МАЦ МФЦА).

Сроки рассмотрения дела

Государственные суды: Судебная система Казахстана предполагает мноступенчатое обжалование (первая инстанция, апелляция, кассация). В первой инстанции дело рассматривается, как правило, три-четыре месяца. В апелляции — один-два месяца. Кассационное обжалование может занять еще три месяца. В итоге имеющий обязательную силу судебный акт можно получить приблизительно через шесть-восемь месяцев. Между тем государственные суды, несмотря на свою относительную быстроту по международным меркам, не подходят для большинства серьезных коммерческих споров.

Суд МФЦА: Суд МФЦА, несмотря на его относительную новизну, уже отлично себя зарекомендовал. Первая инстанция в Суде МФЦА рассматривает дела несколько дольше, чем в государственных судах: приблизительно в течение четырех-восьми месяцев в зависимости от сложности дела. В силу высокого качества правосудия, практически всегда дело завершается решением суда первой инстанции. Обжалование в суде апелляционной инстанции является исключительно редким. Поэтому по срокам Суд МФЦА практически не уступает государственным судам.

МАЦ МФЦА: Арбитражные разбирательства не предусматривают возможность апелляционного обжалования решения. Решение арбитража является окончательным (за исключением возможности его обжалования в Суде МФЦА в исключительных случаях). Сроки рассмотрения варьируются от шести до десяти месяцев. Преимущества арбитража МАЦ МФЦА перекрывают его относительную продолжительность в сравнении со сроками рассмотрения в государственных судах.

Окончательность решений

Государственные суды: Решения судов первой инстанции могут быть отменены в апелляции и кассации. Статистически решение первой инстанции может быть отменено приблизительно в 33% случаев. Верховный Суд РК пересматривает дела примерно в 10% случаев (жалобу можно подать в течение шести месяцев). Пересмотр по представлению председателя Верховного Суда РК встречается крайне редко, примерно в 1% случаев (жалобу можно подать без ограничений по сроку). Тем не менее, даже 10%-ная вероятность пересмотра судебного акта в течение полугода либо 1%-ная вероятность пересмотра без ограничений по срокам пересмотра не добавляют комфорта, если речь идет про спор на большую сумму. В итоге бизнес-процессы и решения могут быть подвешены на неопределенный срок.

Суд МФЦА: Вероятность пересмотра решения суда первой инстанции в Суде МФЦА крайне мала, что обеспечивает высокий уровень окончательности решений.

МАЦ МФЦА: Решения могут быть отменены только через Суд МФЦА и только в исключительных случаях. Это делает решения МАЦ МФЦА одними из самых устойчивых к пересмотру среди арбитражей Казахстана.

Квалификация

Государственные суды: Квалификация судей может значительно варьироваться в зависимости от региона и уровня суда. Судьи хорошо знают законодательство, но предсказуемость решений может страдать, особенно в сложных делах. Статистически по мере увеличения суммы и сложности спора предсказуемость судопроизводства сильно снижается. В силу перегруженности, государственные суды не всегда приспособлены к разрешению больших и сложных споров, требующих глубокого погружения. Отсутствие судебной практики по различным категориям дел, а также риски коррупции и административного воздействия на суд могут еще больше снизить предсказуемость судебного акта.

Суд МФЦА: Судьи обладают высокой квалификацией. Судьи Суда МФЦА — экс-судьи Высокого суда правосудия Англии и Уэльса. Английские традиции судопроизводства обеспечивают высокий уровень профессионализма и беспристрастности судей.

МАЦ МФЦА: Стороны имеют возможность самостоятельно назначать арбитров с необходимой квалификацией, учитывая специфику дела. МАЦ МФЦА обеспечивает высокий профессиональный уровень арбитров. К примеру, если спор разрешается по праву Казахстана, то сторона может избрать знатока законодательства Казахстана в качестве арбитра. Если спор требует специальных знаний в определенной отрасли, то можно назначить арбитра, понимающего соответствующую специфику.

Объективность

Государственные суды: Объективность судей может отличаться в зависимости от различных обстоятельств (например, по понятным причинам в спорах против государственных компаний / учреждений судье государственного суда, как правило, будет сложно выносить спор против государства). Такие риски могут возникать, например, в рамках договоров государственного — частного партнерства, строительства объектов инфраструктуры и других.

Суд МФЦА: Суд отличается высокой степенью беспристрастности и объективности. Суд МФЦА уже неоднократно демонстрировал исключительно высокий уровень беспристрастности по спорам против влиятельных лиц, в том числе и по делам против государства.

МАЦ МФЦА: Арбитражные разбирательства отличаются исключительной объективностью, что достигается, среди прочего, возможностью выбора арбитров, также контролем за назначением арбитров со стороны МАЦ МФЦА (в соответствующих случаях).

Качество правосудия

Государственные суды: Высокая нагрузка судей может затруднить рассмотрение больших и сложных споров, споров, по которым мало судебной практики или она отсутствует, либо в отношении которых законодательство недостаточно четко прописано. Судьи могут оказаться неспособными уделить делу достаточно внимания. Намерение рассмотреть дело в срок может преобладать над необходимостью разобраться в деле.

Суд МФЦА: Отсутствие жестких временных ограничений позволяет Суду при необходимости более тщательно и внимательно рассматривать дела. Это обеспечивает высокое качество решений. В отличие от государственных судов, Суд МФЦА способен уделить делу столько внимания, сколько оно потребует.

МАЦ МФЦА: Арбитражные разбирательства также не ограничены жесткими сроками, что позволяет должным образом разобрать каждое дело.

Публичность

Государственные суды: Судебные разбирательства обычно открыты для общественности. При этом при должном обосновании судебные заседания могут проводиться в закрытом формате.

Суд МФЦА: Суд обеспечивает высокую степень открытости (судебные заседания проводятся открыто). Рассмотрение дела допускается в закрытом судебном заседании в исключительных случаях. К примеру, в большом деле между двумя казахстанскими бизнесменами риск открытого судопроизводства, публичного раскрытия обстоятельств дела, а также допроса ключевого свидетеля в судебном заседании заставили стороны решить спор миром, чтобы сохранить репутацию.

МАЦ МФЦА: Судопроизводство проходит закрыто, что гарантирует защиту чувствительной информации. Арбитраж особенно подходит к делам, когда стороны желают исключить публичное раскрытие не только обстоятельств спора, но и само существование спора.

Гибкость

Государственные суды: Правила судопроизводства формализованы. Необходимость соблюсти сроки и формализм, как правило, превалируют над намерением разрешить дело качественно. Возможность сбора и презентации доказательств ограничены (суды требуют, как правило, доказательства в документальной форме, доказательства оцениваются достаточно формально: форма преобладает над сутью и т. д.).

Суд МФЦА: Правила судопроизводства допускают более широкие возможности для сбора доказательств, включая свидетельские показания, перекрестные допросы, возможность представить суду любые доказательства (вспомним дело в английском суде, когда суд принял в качестве доказательства записи на салфетке). Иными словами, доказать суть в Суде МФЦА гораздо легче. Суд уделяет высокое значение свидетельским показаниям, а также фокусируется на большой картине нежели на формальностях. Между тем следует учитывать, что судопроизводство в Суде МФЦА ведется на английском языке (при этом суд предоставляет синхронный перевод).

МАЦ МФЦА: Арбитражные разбирательства обладают значительной гибкостью, позволяя адаптировать процесс к специфике дела. Стороны могут договориться о том, каким образом будет разрешаться дело: будут проводиться устные слушания или нет, возможно разрешение дела только на основании документов, на каком языке будет рассматриваться дело, в каком месте, сколько арбитров будет назначено, какие категории доказательств будут приниматься, в какие сроки и т. д.

Пошлины, сборы

Государственные суды: Государственная пошлина составляет 1% либо 3% от суммы иска (в зависимости от того, кто истец: физическое или юридическое лицо). Верхний порог государственный пошлины: эквивалент в тенге $78 тыс. — $156 тыс. соответственно.

Суд МФЦА: Пошлина составляет 0,5% либо 1,5% от суммы иска (в зависимости от того, является ли истец физическим или юридическим лицом). Верхний порог государственной пошлины — $50 тыс. и $150 тыс. соответственно.

МАЦ МФЦА: Арбитражный сбор составляет 0,5% и 1,5% от суммы иска соответственно. Но дополнительно оплачиваются услуги арбитров (по договоренности).

Заключение

Выбор подходящего механизма для разрешения споров в Казахстане может зависеть от различных факторов: сложности и суммы спора, требований к конфиденциальности, рисков воздействия на суд и т. д.

Государственные суды подойдут для менее сложных и однородных дел благодаря своей быстроте и относительно низкой стоимости судопроизводства.

Суд МФЦА обеспечит высокую квалификацию и качество правосудия, независимость и беспристрастность. Эти критерии особенно актуальны для сложных и энергозатратных дел. Но дела в Суде МФЦА рассматриваются публично, и это может подходить не каждому.

МАЦ МФЦА отлично подходит для сложных и энергозатратных споров, гарантируются независимость и беспристрастность. Все дела в МАЦ МФЦА рассматриваются на конфиденциальной основе.

При этом правила судопроизводства Суда МФЦА, а также правила арбитража МАЦ МФЦА позволяют сторонам (к примеру, двум казахстанским компаниям, иностранным компаниям и т. д.) выбрать Суд МФЦА или МАЦ МФЦА для разрешения своих споров.

Сторонам не нужно иметь какую-либо привязку к МФЦА (стороны не должны быть зарегистрированы в МФЦА, осуществлять там деятельность и т. д.). Аналогичным образом, стороны вправе выбрать для разрешения споров применимое право: право МФЦА, право Казахстана либо право иной страны (в последнем случае, если сторона — нерезидент).

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте