Когда начнет летать созданный при КТЖ грузовой авиаперевозчик?

Об этом Forbes Kazakhstan рассказали в ж/д компании

Погрузка грузовых контейнеров в самолет в аэропорту
Погрузка грузовых контейнеров в самолет в аэропорту
Фото: © Depositphotos/Chalabala

В октябре 2025 года в Казахстане зарегистрировали новую авиакомпанию — грузовую. Она называется KTZ Air Cargo, ее учредителем является KTZ Express — транспортно-логистическая «дочка» «Қазақстан темір жолы» (КТЖ). Когда перевозчик начнет выполнять рейсы, как будут формировать его флот и когда планирует получить прибыль — Forbes Kazakhstan получил комментарии от КТЖ и Авиационной администрации Казахстана (ААК).

Ранее Forbes Kazakhstan рассказывал, что единственный акционер KTZ Air Cargo — KTZ Express — оплатил уставный капитал своей новой «дочки» — 196,6 млн тенге за 100 простых акций номинальной стоимостью 1,966 млн тенге за одну (это произошло 4 ноября 2025-го). Выпуск зарегистрировали в Центральном депозитарии ценных бумаг 26 ноября. «В настоящее время KTZ Air Cargo начала операционную деятельность. Формируется стартовый флот, ведется подготовка к подаче заявки на получение сертификата эксплуатанта, продолжается формирование штата», — сообщили изданию в пресс-службе «Қазақстан темір жолы».

По информации КТЖ, изначально флот KTZ Air Cargo будет состоять из трех самолетов, взятых в операционный лизинг. «Речь идет о широкофюзеляжных среднемагистральных воздушных судах семейства Boeing 767 или Airbus 330. Расширение флота будет рассматриваться на следующем этапе развития при достижении операционных и финансовых KPI», сообщили в ж/д компании. Целевая модель формирования флота — это сухой (операционный) лизинг воздушных судов для начала регулярных перевозок и размещение заказа на производство новых воздушных судов для последующего масштабирования деятельности при достижении операционных и финансовых KPI начального этапа», — сообщили в КТЖ.

Получение сертификата эксплуатанта запланировано в первой половине 2026-го, выполнять полеты под ним KTZ Air Cargo начнет в середине 2026 года. «В настоящее время ведутся работы по подготовке и согласованию пакета документов. До этого планируется осуществлять перевозки на воздушных судах по договору фрахтования», — сообщили в КТЖ. В Авиационной администрации Казахстана сообщили, что 15 октября 2025 года проведено онлайн-совещание с представителями государственных органов и организаций по вопросу создания АО «KTZ Air Cargo». На сертификацию и выдачу сертификата эксплуатанта по закону отводится 64 рабочих дня с момента подачи заявки. «По состоянию на сегодня (8 декабря 2025-го — F) никаких официальных документов о создании грузового авиаперевозчика от АО «KTZ Air Cargo» в ААК не поступало», — прокомментировали в Авиационной администрации Казахстана.

Аэропорт базирования пока не определен, вопрос «находится в проработке». Заметим, что саму компанию зарегистрировали в Астане.

По сообщению КТЖ, в ближайшее время будут приняты решения о выборе источников финансирования KTZ Air Cargo. «Рассматриваются варианты привлечения заемных средств и акционерного капитала (который, напомним, составил 196,6 млн тенге — F)», — сообщили в пресс-службе. Ожидается, что KTZ Air Cargo начнет получать, как говорится в ответе КТЖ, устойчивую чистую прибыль в 2027 году. Такой срок обозначен в бизнес-плане грузового авиаперевозчика.

KTZ Air Cargo будет осуществлять перевозки из Китая и Юго-Восточной Азии в Европу и в обратном направлении через Казахстан. «Эти маршруты составят основную часть транзитных перевозок. Помимо этого планируется осуществлять чартерные рейсы по запросам грузовладельцев», — сообщили в КТЖ. Исходя из ответа пресс-службы, новый игрок будет самостоятельно, с учетом своей коммерческой стратегии формировать маршрутную сеть. При этом авиаперевозчику будет необходимо «тесное взаимодействие» с Министерством транспорта Казахстана, чтобы «занять значимое место на рынке международных авиаперевозок». Поясняется, что это касается прежде всего «продвижения интересов» грузовой авиакомпании в целевых странах и «адаптации нормативной базы к быстро меняющимся условиям». Авиакомпания также планирует сотрудничать с АО «НК «КТЖ» по вопросам комплексных мультимодальных логистических цепочек с высокой добавленной стоимостью.

Создание грузового авиаперевозчика на базе ж/д оператора в пресс-службе КТЖ объяснили тем, что дочерние и зависимые организации «Қазақстан темір жолы» обладают «успешным опытом мультимодальных перевозок, включая железнодорожный, автомобильный и морской транспорт». «Это поможет создаваемой авиакомпании в формировании комплексных логистических продуктов, востребованных на рынке евразийских перевозок», — говорится в ответе. Кроме того, есть расчет на эффект масштаба: «Международные представительства АО «НК «КТЖ» смогут стать платформой для привлечения клиентов».

Что касается присвоения KTZ Air Cargo статуса национального авиаперевозчика, то, как отметили в КТЖ, этот вопрос «относится к компетенции уполномоченных государственных органов». «При этом наличие либо отсутствие такого статуса не является определяющим фактором при принятии решений о создании и дальнейшем развитии KTZ Air Cargo», — отметили в пресс-службе ж/д оператора. Также там уточнили, что для реализации проекта привлечена консалтинговая компания IEC International.

По информации пресс-службы КТЖ, если говорить о зарегистрированных в Казахстане авиакомпаниях, то основной объем грузов перевозят пассажирские «Эйр Астана» (на нее приходится максимальный объем — примерно 15 тыс. тонн, по данным пресс-службы КТЖ), также FlyArystan, Scat, Qazaq Air. При этом, помимо нового участника, в РК зарегистрированы два грузовых авиаперевозчика — Alpha Sky Airlines и Altair Airlines. «Alpha Sky Airlines объемы перевозок не публикует, у Altair Airlines пока нет объемов», — поделились в КТЖ. В Авиационной администрации Казахстана привели данные по флоту этих игроков: у Alpha Sky — два Boeing 737 (один из них — бизнес-джет — F) и один Boeing 757, у Altair Airlines — один Boeing 737.

Добавим, что Altair Airlines создана в 2022 году, юридический адрес — в селе Уштобе Карагандинской области (совпадает с адресом аэропорта «Сары-Арка»). Компания имеет двух учредителей, это Алексей Логинов и Alna Aero Distribution Financial Holding (FZE), который зарегистрирован в ОАЭ и занимается лизингом и фрахтованием воздушных судов. По открытым данным, в 2023–2025 годах Altair Airlines уплатила менее трех десятков миллионов тенге налогов.

Alpha Sky Airlines появилась в 2019-м. Чартерный «грузовик» принадлежит Гульжан Джанибековой. Базируется в аэропорту Хазрет Султан в Туркестане. На сайте компании указывается, что флот составляют собственные борта, что она выполняет рейсы в ОАЭ, Китай, Турцию, Гонконг и Европу и что занимается перевозками для e-commerce, также перевозит живой скот и промышленную продукцию. По открытым данным, налоговые отчисления от компании имеются за последние четыре года, причем с существенным ростом в 2025-м.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте