Kaspi дал своему сервису Alaqan название действующего стартапа. Почему?

Обе компании дали комментарии для Forbes Kazakhstan

биометрия, ладонь, проверка, скан, алакан
Фото: © Depositphotos.com/stockbusters

31 октября Kaspi.kz представил новый способ оплаты — Kaspi Alaqan, который позволяет совершать платежи, поднеся ладонь к терминалу. В компании назвали разработку «главным открытием». Аналогичная технология существует на казахстанском рынке как минимум с 2022 года. Она принадлежит компании Alaqan Group.

В начале ноября Forbes Kazakhstan обратился к основателю стартапа Alaqan Берику Нурымбетову с вопросом, как связана его компания с Kaspi Alaqan. Тот отметил, что для предоставления «максимально точного» комментария требуется время и что компания вернется с ответом позже.

Мы встретились с Нурымбетовым в начале декабря в Астане. Предприниматель объяснил, что он ждал разъяснения юристов по использованию названия Alaqan и ожидал, что с ним свяжутся представители Kaspi.

После записи интервью с Бериком мы направили запрос в Kaspi. Теперь у нас есть комментарии обеих компаний, которые используют технологию оплаты ладонью и называют ее одинаково — Alaqan.

Позиция Alaqan Technologies

Со слов Берика Нурымбетов, банки начали интересоваться технологией Alaqan с подачи премьер-министра Олжаса Бектенова. В апреле 2024 года глава казахстанского правительства приехал в Astana Hub, ознакомился со стартап-проектами и поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи. В частности он выделил проект Alaqan и попросил тогдашнее Министерство цифровизации РК (ныне Министерство ИИ) организовать им встречу с представителями банков.

«Мне тогда удалось презентовать решение всем банкам второго уровня: многие заинтересовались, другие (имеет в виду Kaspi — F) ответили, что строят экосистему вокруг QR-платежей и на тот момент не видели для себя интереса в такой технологии», — рассказывает Нурымбетов.

Уже весной 2025 года, продолжает собеседник, с компанией связались сотрудники департамента по развитию биометрических систем Kaspi и пригласили в алматинский офис, чтобы команда Alaqan представила свою технологию.

«Я пришел туда, полагая, что предварительного доверия достаточно. NDA между нами не был подписан. Я исходил из того, что мы знакомы и вместе работаем над развитием технологий в Казахстане, — вспоминает он. — Поэтому в открытую и очень подробно рассказал о нашем продукте».

Спустя некоторое время, говорит Берик, из Kaspi последовал еще один звонок: «И в какой-то момент мне сообщают, что они занимаются разработкой собственной подобной технологии».

Берик предполагает, что его презентация могла повлиять на интерес к этой технологии, однако не ожидал, что будет использован то же название Alaqan.

«Да, технология может быть не идентична нашей, с этим у нас нет проблем. Вопрос, скорее, в наименовании и товарном знаке. Почему был использован тот же бренд, в который мы с командой много лет инвестируем усилия и ресурсы, развивая это направление не только в стране, но и за ее пределами? О нас в открытом доступе более 80 публикаций в отечественных и международных медиа. В конце концов, достаточно ввести в Google слово Alaqan и первые результаты поиска будут связаны именно с нашими продуктами», — говорит Берик.

Позиция Kaspi

Kaspi в ответе на запрос подтвердил, что встреча с Бериком Нурымбетовым весной прошлого года действительно была.

«Наша команда регулярно проводит подобные встречи с различными компаниями. Встреча носила обзорный характер. Такие встречи — обычная часть нашей работы», — говорят они и подчеркивают, что Kaspi Alaqan — самостоятельная разработка с собственными инженерными принципами и архитектурой безопасности.

В Kaspi говорят, что для нового продукта рассматривали разные варианты названия. «Но «alaqan» — это общеупотребимое казахское слово, которое означает «ладонь». Для нас важно, чтобы название было понятным каждому клиенту — так же, как «Kaspi QR» понятно описывает сервис QR-платежей и слово QR используется многими компаниями в Казахстане и за рубежом», — говорится в ответе.

В банке утверждают, что юридическая проверка на предмет конфликта товарных знаков была проведена до анонса новой технологии и что Kaspi зарегистрировал товарный знак Kaspi Alaqan. «Заявка была подана после подтверждения, что обозначение свободно и не нарушает чьих-либо прав», — уточнили в банке.

В реестре Национального института интеллектуальной собственности (Qazpatent) зарегистрирован товарный знак Kaspi Alaqan. Заявку Kaspi подал 2 сентября 2025 года, торговый знак зарегистрирован 1 декабря по классам 36 и 39. Один связан с кредитными агентствами и широким спектром финансовых услуг. Другой — с авиаперевозками и арендой всевозможных объектов.

Alaqan Group подал заявку в Qazpatent год назад — в декабре 2024-го. Товарный знак зарегистрирован 11 августа 2025 года по классам 09 и 42 — оба связаны с биометрией.

Что говорят юристы о названии Alaqan

В ноябре после презентации Kaspi Alaqan Берик Нурымбетов обратился в юридическую компанию за разъяснением: правомерно ли используют товарный знак «Alaqan», который зарегистрирован на компанию Alaqan Group в реестре товарных знаков. По мнению юристов (их ответ есть в редакции), использование сходного до степени смешения обозначения в отношении однородных товаров и услуг может рассматриваться как незаконное и как такое, что вводит потребителей в заблуждение относительно происхождения сервиса, а также может содержать признаки нарушения исключительных прав на товарный знак «Alaqan».

Юристы объяснили, можно ли использовать слово «ладонь» как товарный знак. «В Казахстане, как и в большинстве стран, действует принцип невозможности регистрации общеупотребительных, описательных или родовых слов в качестве товарных знаков без дополнительной отличительной способности. Это значит, что описательные слова (например, «ладонь» для крема для рук) не подлежат регистрации, если они напрямую описывают товар или его свойства», — говорится в разъяснении.

Однако существуют исключения. Так, если слово используется в переносном смысле, в другой категории товаров или со временем приобретает вторичное значение (то есть становится узнаваемым брендом), его можно зарегистрировать. В качестве примера они привели слово «Яблоко» (Apple).

«В контексте фруктов это общеупотребительное слово, и его нельзя зарегистрировать как ТМ для продажи яблок. Но Apple Inc. зарегистрировала его для компьютеров и электроники, где оно не имеет описательного значения. Windows — тоже описательное слово, но стало узнаваемым брендом в контексте ПО», — говорят юристы.

«По их словам, в случае с Alaqan речь как раз идет о таком вторичном значении и отличительной способности бренда, сформированной многолетним использованием и узнаваемостью на рынке», — приводит слова юристов Берик.

Юристы подчеркнули, что окончательную оценку правомерности использования обозначения могут дать только уполномоченные органы. Поэтому Alaqan Group обратилась за официальными разъяснениями в Национальный институт интеллектуальной собственности (Qazpatent).

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте