Какие электромобили популярны в Казахстане и почему

Доля китайских брендов в этой категории автотранспорта — 88%

Электромобили на зарядке
Категория электромобилей — самая быстрая в Казахстане по темпам роста
Фото: © Pixabay/Joenomias

Число электромобилей в Казахстане стабильно растет, автолюбители оценили отсутствие выхлопов, экономию в обслуживании (зарядка от сети стоит заметно меньше, чем бензин), а также поддержку со стороны государства — все электрические авто освобождены от транспортного налога и утилизационного сбора. 

Количество электромобилей в Казахстане, по данным на 1 августа, достигло 20 775 единиц. Полгода назад, 1 февраля, по подсчетам Бюро национальной статистики, в стране было 12 655 электрокаров. Это наибольший рост среди всех категорий авто, зарегистрированных с начала года. При этом на Алматы приходится больше всего машин — порядка 11,3 тыс. Для сравнения: меньше всего электромобилей насчитывается в Абайской и Улытауской областях: 55 и 57 авто соответственно.

Как следует из данных Ассоциации казахстанского автобизнеса, парк электротранспорта в стране очень молодой: около 90,5% от общего количества электрокаров моложе трех лет. Возраст еще 9,1% авто — от трех до десяти лет, и всего 0,4% старше десяти лет. (В целом, по данным БНС, почти 67% автомобилей, это более 4,3 млн единиц, в республике имеют возраст старше 10 лет.)

В топ-3 самых популярных марок среди казахстанцев входит китайский автопром: электромобили ZEEKR составляют 27,3% от общего числа в стране, BYD — 18,7%, HONGQI — 10%. Среди моделей лидируют ZEEKR 001, HONGQI E-QM5 и ZEEKR X.

В структуре первичных регистраций, по данным на июль 2025 года, доля китайских брендов достигла 88%. В прошлом году эта цифра равнялась 79%.

С начала 2025 года в Казахстане продано 964 автомашины BYD, 702 единицы HONGQI и 409 моделей ZEEKR. Среди моделей первое место занимает HONGQI E-QM5, на этот автомобиль пришлось 700 первичных регистраций.

Интересно, что в прошлом году тройка лидеров выглядела по-другому: на первом месте первичных регистраций была ZEEKR 001 — продано 535 авто, на втором ZEEKR X — 407 продаж, на третьем BYD QIN — 228 моделей. HONGQI E-QM5 был на пятом месте — 120 новых проданных автомобилей.

Сравним три самые популярные в Казахстане на сегодняшний день модели по основным параметрам.

Запас хода

Запас хода на полной зарядке батареи у лифтбека премиум-сегмента ZEEKR 001 этого года составляет примерно 705 километров по циклу CLTC. Электроседан HONGQI E-QM5 может проехать без подзарядки от 430 километров (по стандарту тестирования NEDC) до 610 километров (по китайскому циклу CLTC). Мощность компактного кроссовера-универсала ZEEKR X рассчитана на расстояние от 512 до 560 километров.

Ёмкость батареи

Емкость батареи у ZEEKR 001 — 100 кВт⋅ч, полная зарядка на быстрой станции постоянного тока может занять около часа, в зависимости от мощности оборудования, при обычной домашней зарядке — 8–9 часов. У HONGQI E-QM5 — в базовых версиях 56 кВт⋅ч, в версиях Plus — 72 кВт⋅ч, время зарядки на быстрой станции от 30 минут до часа, дома — 6–12 часов. Аккумуляторная емкость ZEEKR X примерно 66 кВт⋅ч, полная зарядка на быстрой станции занимает около 1 часа 20 минут, на домашней — около 10 часов.

Стоимость в салоне

Цена ZEEKR 001 — самая высокая из указанных моделей: в базовой комплектации салона у официальных дилеров она стоит от 20,8 млн тенге. За новую HONGQI E-QM5 на сайтах объявлений просят в среднем от 7,2 млн тенге до 8,5 млн тенге. Стоимость ZEEKR X в комплектации премиум начинается от 18,5 млн тенге.

Амортизация

Электрокары премиум-класса со сложными системами, такие как ZEEKR 001, быстрее теряют в цене, особенно если появятся усовершенствованные версии с обновленными комплектующими. Нужно учитывать, что у мощных моделей выше расход на отопление, прогрев и эксплуатацию в холодное время года, особенно в условиях казахстанских зим.

HONGQI еще не имеют долгой истории на вторичном рынке за пределами Китая, поэтому оценка их амортизации более спекулятивна. В некоторых обзорах отмечается, что после трех лет эксплуатации амортизация для моделей этой марки может составлять около 45% от стартовой цены. Одна из причин — слабая сервисная сеть за пределами страны-производителя.

Амортизация и ликвидность у модели ZEEKR X потенциально лучше, чем у 001, но потеря стоимости со временем все равно будет существенной. В плане приспособленности к климату и условий использования проблемы те же, что и у ZEEKR 001, особенно в версиях с большим мотором и полным приводом.

EV в цифрах

По данным Shanghai Metal Market, с января по май 2025 года в мире было продано около 7,52 млн электромобилей, включая BEV и PHEV. Это примерно на 32,4% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Всего в 2024 году жители планеты купили более 17 млн электромобилей, и, по данным Международного энергетического агентства, тогда продажа EV впервые в истории составила более 20% от общего мирового объема продаж транспортных средств. Согласно прогнозам, в этом году совокупный объем глобальной реализации электромобилей превысит отметку в 20 млн единиц.

С начала 2025 года в Казахстане продано около 8 тысяч новых электрокаров (отняли количество EV в августе от показателей февраля), это почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. За первые шесть месяцев 2024-го было импортировано 3895 единиц.

Сейчас в стране работает 473 электрозарядные станции, при этом в Алматы действует свыше 300 ЭЗС, власти города пообещали увеличить это количество вдвое. По подсчетам «КазАвтоЖол», сегодня на трассах республиканского значения функционирует 43 станции быстрой зарядки.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте