Как бизнес и государство зарабатывают на решении социальных проблем

Модель «оплата за успех» позволяет правительствам платить в два раза меньше за вдвое лучшие социальные итоги

успех, рукопожатие, успешный бизнес, соглашение
Фото: © Depositphotos.com/depositedhar

ЛОНДОН — Во всем мире, как в богатых, так и в бедных странах, ограниченность государственного бюджета ограничивает усилия по решению социальных проблем и усиливает политическую поляризацию. Отчаявшись найти свободное место в бюджете, партнерства, основанные на конечных результатах (ОП), которые могут привлечь частные «инвестиции воздействия», стали привлекательным вариантом. ОП также соответствуют растущему спросу на полную прозрачность в отношении экологического и социального воздействия бизнеса, который постепенно меняет то, как рынки оценивают компании, вознаграждая тех, кто добивается положительных социальных и экологических результатов, и наказывая тех, кто этого не делает.

В этом контексте появление «учета воздействия» стало переломным моментом, поскольку позволило сопоставить измеряемые социальные и экологические результаты с прибылью. Тенденция к полной прозрачности приведет к разрушительным изменениям в инвестиционных портфелях и компаниях. Предпочтения потребителей и инвесторов в отношении продуктов и услуг, обеспечивающих положительные социальные и экологические результаты, приводят к тому, что компаниям становится выгодно с финансовой точки зрения оптимизировать не только риск и доходность, но и воздействие.

Все более строгие методы измерения воздействия также могут принести пользу правительствам. Участвуя в ОП, правительства могут добиться улучшения социальных условий за половину стоимости, оплачивая только достижение целевого результата. Помимо высвобождения государственных средств и получения экономии, ОП открывают возможности для социально ориентированных инвесторов.

Британское правительство уже признало этот потенциал. В Соединенном Королевстве действует около 100 ОП, а в июле этого года правительство запустило фонд Better Futures Fund, цель которого — улучшить жизнь 200 000 уязвимых детей. С целью капитализации в 1 млрд фунтов стерлингов (1,33 млрд долларов) BFF станет крупнейшим в мире «плательщиком за результат» (стороной, осуществляющей выплаты за достигнутые результаты в рамках контракта на достижение социальных результатов или облигаций воздействия). Он объединит усилия государственных министерств, местных сообществ, инвесторов, благотворительных организаций, филантропов и социальных предприятий для преодоления барьеров возможностей для детей, повышения успеваемости учащихся и финансирования программ по уходу, поддержке занятости и психического здоровья — и все это без предварительных государственных расходов.

Правительство Великобритании также недавно объявило о создании нового Управления по экономике влияния, которое будет служить «единой дверью» для инвесторов, филантропов и целеустремленных предприятий, желающих сотрудничать с правительством. Цель состоит в том, чтобы раскрыть огромный потенциал ОП для решения основных социальных проблем.

Этот потенциал не ограничивается развитыми странами. Именно поэтому мы с бывшим премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном помогли создать Фонд результатов образования (ФРО), который создает стимулы для ОП на развивающихся рынках, выплачивая деньги за измеримые улучшения в сфере образования. Проект EOF в Сьерра-Леоне является вдохновляющим примером того, как ОП может изменить ситуацию. Спустя всего два года уже есть свидетельства того, что успеваемость учащихся повысилась настолько, насколько можно было бы ожидать от дополнительного года обучения в наиболее эффективных системах образования в странах Африки к югу от Сахары.

Успех ОП объясняется несколькими факторами. Они имеют уникальную возможность объединить ключевые заинтересованные стороны вокруг общей социальной цели; они подвергают результаты независимой проверке; а их государственное финансирование обеспечивает интеграцию их работы в более широкие политические стратегии.

Полученные на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что ОП дают впечатляющую социально-экономическую отдачу. Независимый анализ, проведенный в Великобритании в 2024 году, показал, что они обеспечивают прямую экономию государственных средств и экономическую выгоду в размере 9 фунтов стерлингов на каждый 1 фунт государственных расходов за счет достижения превосходных результатов при вдвое меньших затратах, чем традиционные закупки по принципу «плата за услуги». Более того, доказанный аппетит инвесторов к инвестициям, привязанным к конечным результатам, делает возможным создание многомиллиардных программ по борьбе с бездомностью, рецидивизмом, трудоустройством молодежи, повышением квалификации рабочей силы, хроническими заболеваниями и безработицей среди инвалидов. Дополнительная поддержка не может появиться достаточно быстро, учитывая, что многие из этих проблем будут расти по мере того, как искусственный интеллект будет вытеснять рабочие места.

Проблема большинства государственных программ заключается в том, что они измеряют результаты (пройденные курсы, выданные сертификаты), а не итоги (например, занятость), которые важны для отдельных людей и экономики. В результате правительства не могут четко определить социально-экономическую отдачу от своих расходов и легко отличить эффективные программы от неэффективных. В отличие от этого, модель ОП нацеливает поставщиков услуг на достижение измеримых результатов, что в конечном итоге позволяет выявить, что работает. Она мобилизует частный капитал для покрытия первоначальных затрат на программу, а также передает финансовые риски и риски, связанные с реализацией программ, инвесторам, которые имеют больше возможностей для их несения.

Для инвесторов и бизнеса учет воздействия (который выражает социальные и экологические результаты в денежном эквиваленте) позволяет сравнивать результаты с другими стандартными переменными, такими как инвестиции, продажи и прибыль, выявляя возможности, которые открываются при оптимизации рисков, доходности и воздействия. Например, когда компании могут продемонстрировать положительное воздействие, удовлетворяя предпочтения потребителей в пользу более здоровой и экологически безопасной продукции, они могут получить конкурентное преимущество, ускорить свой рост и воспользоваться доступом к более дешевому капиталу.

Для правительств учет воздействия позволяет сопоставить расходы и их социальные результаты, а также получить данные, необходимые для оптимизации расходов. В качестве инструментов политики ОП и учет воздействия делают возможным, например, предоставление налогового кредита по скользящей шкале, которая увеличивается по мере того, как обучение работников приводит к повышению заработной платы. Компании, инвестирующие в свою рабочую силу, получат налоговые льготы, в то время как те, кто ведет низкооплачиваемую деятельность, будут платить больше.

В конечном итоге можно ожидать, что рекомендации Международного совета по стандартам устойчивого развития создадут основу для учета воздействия, аналогичную финансовому учету. К концу следующего десятилетия инвесторы и компании, вероятно, будут раскрывать информацию о воздействии, показывая продажи, затраты и результаты в денежном выражении.

Но чтобы добиться успеха в глобальном масштабе, правительствам необходимо правильно понять три основных принципа. Во-первых, это надежная цифровая инфраструктура, позволяющая компаниям представлять отчеты о воздействии с минимальными затратами сил и средств. Во-вторых, они должны изменить политику закупок, перейдя на заключение контрактов, ориентированных на конечные результаты, и многолетнее бюджетирование, чтобы обеспечить долгосрочные расходы. И наконец, они должны установить защитные ограждения, чтобы предотвратить манипуляции с системой и обеспечить постоянное участие малых и средних предприятий, которые являются движущей силой инноваций.

Новые задачи требуют новых инструментов. Правительствам всего мира следует воспользоваться возможностью, которую предоставляют ОП: превосходные социальные результаты за меньшие деньги, выплачиваемые позже. Существует несколько лучших способов привлечения частного капитала для поддержки социальных приоритетов правительств, испытывающих нехватку средств. Несколько сотен успешных ОП уже работают по всему миру. Политики должны проявить смелость и расширить масштабы проверенного метода улучшения жизни людей.

Рональд Коэн, председатель правления The Portland Trust, президент GSG Impact и вице-председатель Capitals Coalition

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте