Госрасходы лучше всего сокращают сильные независимые медиа

Вышел в свет мартовский номер журнала Forbes Kazakhstan. По традиции новый выпуск издания представляет главный редактор

Рашид Дюсембаев
Рашид Дюсембаев
Фото: © Андрей Лунин

Лучше сократите госрасходы — это был один из ключевых тезисов противников повышения НДС в Казахстане. В госсекторе, который почти во всех странах славится своими неэффективными тратами, всегда есть что сократить. Но важно понимать, что это постоянная, а не разовая работа. И лучше всего это делают внимательные въедливые журналисты, которые работают на независимые от «госухи» и разных групп медиа.

Интернет, а затем и смартфоны кардинально поменяли наши привычки потребления новостного контента. Это сильно ударило по традиционным бизнес-моделям прессы. Появление бесплатных классифайдов, как Craiglist, почти убило локальные газеты. Само появление Craiglist заслуживает отдельного отступления.

Он начинался с обычного имейла, отправленного Крейгом Ньюмарком в 1995 году дюжине людей.

Это было сообщение о двух мероприятиях — Joe’s Digital Dinner и Anon Salon, оба касались цифровых технологий. И люди начали присылать ему письма с просьбой добавить их в рассылку. И он начал рассылать письма с анонсами технологичных мероприятий, а количество адресатов росло и росло.

А потом люди стали просить его ставить в рассылку информацию о вакансиях или объявления о продаже чего-либо. Почувствовав растущий спрос на аренду апартаментов, Крейг попросил людей присылать ему предложения на эту тему. Так продолжалось пару лет.

Жанадил Талдыбаев
Жанадил Талдыбаев
Обложка: © Андрей Лунин

В конце 1997 года он получил один миллион просмотров в месяц, занимаясь проектом самостоятельно, не имея ни одного сотрудника или партнера. И тогда Крейгу Ньюмарку пришла в голову мысль о том, что было бы неплохо создать площадку, где люди могли бы эффективно рекламировать свои товары и услуги, платя при этом меньше.

Он даже начал набирать волонтеров, чтобы ему помогали с сайтом, но в конце 1998 года на обеде со старыми пользователями своей рассылки ему порекомендовали заняться проектом серьезно. Тогда Крейг понял, что он had to commit. В итоге он бросил свою работу программиста в фирме Continuity Solutions и зарегистрировал компанию Craiglist в начале 1999 года.

Многие банкиры и венчурные инвесторы советовали ему монетизировать все, что только можно. Но про себя он уже решил, что не будет сильно ударяться в это. Например, он отклонил идею размещать рекламные баннеры.

Как вспоминает Крейг, он очень быстро понял, что менеджер из него никакой — ему было трудно увольнять людей, он испытывал проблемы с принятием сложных решений. И самое его лучшее решение было нанять Джима Бакмастера, который и по сей день является СЕО Craiglist.

Логичным последствием роста онлайн-классифайдов стало то, что они отобрали большую часть доходов у локальных газет в Штатах. В результате сотни газет закрылись. Ну это же рынок — меняйся или сдохни. Люди раньше платили в газету за размещение небольшого объявления, а теперь могли это сделать бесплатно. И люди стали это делать бесплатно.

Но вот что забавно — в тех округах, где локальные газеты были вынуждены закрыться, муниципалитеты нарастили свои расходы. Оказалось, что журналисты — это именно те профессионалы, которые постоянно мониторили и вскрывали излишние расходы американских акиматов. И получается, что люди, которые перестали платить газетам за объявления, заплатили гораздо больше — их налоги начали тратить на ненужные вещи.

И когда предпринимательское сообщество справедливо требует сократить ненужные госрасходы, то стоит вспомнить, что за это придется заплатить — заплатить профессиональным независимым медиа, чтобы они делали свою работу хорошо.

Ну а наш мартовский номер в целом традиционно посвящен теме образования.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте