Двери из мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи отреставрировали в алматинской лаборатории
Реставраторам помогали учёные из Института ядерной физики

Уникальные двери из мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи отреставрированы сотрудниками алматинской научно-реставрационной лабораторией «Остров Крым». Элина Алтынбекова, ведущая сотрудница лаборатории, поделилась результатами исследований в ходе лекции «Тайны древнего искусства: от саков до Амира Темира», организованной мультимедийным проектом Qalam в городе Шымкент.
Дверь находится внутри здания и разделяет основной зал Казандык и усыпальницу самого Ходжа Ахмета Яссауи. «Дверь — это не просто элемент интерьера. Это переход в другой мир, в другое состояние. Поэтому дверь мавзолея, которой уже более 600 лет, имела особое значение и была богато украшена», — рассказала Элина Алтынбекова. Ранее дверь не подвергалась научному изучению.
При исследовании двери было обнаружено множество проблем. «Это трещины и деформации — дерево начало трескаться. К тому же сама дверь покрыта жиром, грязью, маслами, клеем. Когда-то люди пытались придать ей лучший вид и использовали различные материалы», — объяснила реставратор.

На двери было очень много инкрустаций — в углубления были установлены различные элементы из других материалов: кости, олова и нескольких пород деревьев. Встречаются даже вставки из материалов с имитацией золота. Сама же резьба — очень сложная и многоуровневая.
Реставрация охватила множество направлений, вроде натурных исследований, использования вычислительных систем, рентгена, лабораторных исследований, нейтронной томографии с привлечением различных специалистов. Нейтронная томография — это вид компьютерной томографии, который позволяет получать трехмерные изображения объектов посредством просвечивания потоком нейтронов.
На первом этапе дверь исследовали на месте, внутри мавзолея. В частности, было проведено рентгенологическое обследование и сканирование каждого участка для изготовления копии, которая позже заменила оригинал. «Сначала мы исследовали и отрисовали все узоры и элементы, которые были перенесены на копию. Замену проводили ночью, когда мавзолей был закрыт, чтобы посетители не волновались», — сообщила Элина Алтынбекова.
«Все это было замазано еще в древности неким составом, который оказался рисовой мастикой — своеобразным клеем. Ее использовали, чтобы придать гладкость поверхности двери. Но со временем мастика начала выпадать вместе с остатками инкрустации, а инкрустация из кости пожелтела и стала неотличима на глаз от самого дерева», — продолжила спикер. Кроме этого, были обнаружены следы от гвоздей и разрушения, вызванные термитами, оставившие дыры в структуре дерева.
Элина Алтынбекова отметила, что при изготовлении инкрустаций двери были использованы различные породы деревьев. «Среди них два вида черного дерева из Африки. Другая порода — это дальневосточный клен. Представьте, где Туркестан, а где Африка или Дальний Восток», — сказала она, добавив, что сама дверь была изготовлена из ореха.

Для изучения металлических накладок, которые держат доски вместе, ученые воспользовались возможностями Института ядерной физики, находящегося близ Алматы. Атомный реактор института, используемый для научных работ, позволил увидеть структуру железных пластин. «Изначально мы думали, что это просто куски железа и больше ничего. Но исследование рентгеном и работы в Институте ядерной физики показали, что на них надписи арабской вязью, выполненные серебряными и золотыми узорами. Что именно написано — это работа арабистов, которые будут сейчас заниматься расшифровкой этих надписей», — поделилась Алтынбекова.

Команда реставраторов настаивает на том, чтобы не возвращать дверь на место и передать ее в музей. «В мавзолее дверь снова станет выполнять свою прямую функцию — люди начнут открывать и закрывать ее, трогать и протирать. Если хотим сохранить, пусть она едет в музей — там будет оказано должное внимание и соблюдены все условия для долгосрочного и правильного хранения», — поясняет Атынбекова.
Элина Алтынбекова — известный казахстанский реставратор и дизайнер, ведущая сотрудница научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым», основанной и возглавляемой знаменитым казахстанским художником-реставратором Крымом Алтынбековым. Она соавтор реконструкции сарматской воительницы, куратор выставок и автор тренингов по реставрации.