Президент под рэп и святая под панк: как открылся Венецианский кинофестиваль

В город на воде уже прибыли Кейт Бланшетт и Тильда Суинтон, Джордж Клуни и Джулия Робертс

Кейт Бланшетт на открытии фестиваля
Кейт Бланшетт на открытии фестиваля
Фото: © ASAC/Jacopo Salvi

Венецианский кинофестиваль всегда умел открываться громко. На этот раз он открылся не гламуром на красной ковровой дорожке или пышными речами — а сразу вопросом: что значит держать в руках судьбы других? С одной стороны, «Благодать» Паоло Соррентино: итальянский президент, борющийся с моральными дилеммами. С другой — «Мать» Теоны Стругар Митевски: юная мать Тереза, ещё не святая, но уже обретавшая ту харизму и ту железную решимость, которые сделают её мировой силой. Вместе фильмы рассматривают власть не как должность или титул, а как груз убеждений, будь то политика или вера.

Президент, которому «надо подумать»

Соррентино, мастер превращать итальянскую политику в поп-арт-хронику, после Андреотти и Берлускони решил, наконец, сыграть в светлого архитектора — и вылепил из любимого актёра Тони Сервилло фантазийного президента, который предпочитает «подумать» вместо «действовать». Ироничный жест от режиссёра, который прежде показывал власть как цирк тщеславия, как оперу из парадных выходов и гротескных поз. Теперь же вместо шумных демагогов — человек, у которого в арсенале только пауза и внутренняя тишина.

В основу сюжета лег реальный эпизод, о котором Соррентино прочитал в газетах: бывший президент Серджо Маттарелла помиловал пожилого мужчину, убившего жену, больную Альцгеймером. Один жест, а перед страной встаёт моральная дилемма: имеет ли государство право оправдать убийство во имя милосердия? Ведь только президент республики обладает таким правом, и потому его подпись становится не политической рутиной, а актом почти божественного вмешательства в человеческую судьбу.

Серджо Маттарелла в исполнении Тони Сервилло
Серджо Маттарелла в исполнении Тони Сервилло
Кадр из фильма

Герой Соррентино — философ в костюме Brioni, вечно колеблющийся между долгом и состраданием. Днём он сдержанный и немногословный наблюдатель, а вечером, в тишине своего кабинета, когда рядом только охрана, он надевает наушники и слушает рэпера Guè. Президент в ритме битов размышляет — подписывать ли закон об эвтаназии, кого простить, а кого оставить в руках Фемиды. В Италии всё как всегда: политика похожа на театр абсурда, где католическая этика встречает юридическую казуистику под аккомпанемент трека с YouTube.

Кадр из фильма «Благодать»
Кадр из фильма «Благодать»

Само название картины «La grazia» стало поводом для толкований. Большинство англоязычных изданий перевели фильм как «Grace» («Благодать»), повторяя фестивальный перевод. Но тут стоит сделать паузу. Благодать — это сила, достоинство и доброта, которые мы несём, категория скорее духовно-философская. Прощение (рardon) — это конкретный акт, подпись под указом, решение, от которого зависит чья-то жизнь. Соррентино делает акцент именно на этом. Не абстрактная благодать, а тяжелое мучительной право прощать. Не сухой спор юристов, а кино о границах власти и о том, как тяжело нести в руках не только папку с документами, но и чужие жизни. Не случайно его всё чаще называют наследником Антониони: в «La Grazia» молчание и пауза говорят больше, чем парламентские речи.

Святая под гитарный рифф

Пока «La Grazia» открывала основной конкурс, «Мать» («The Mother») стала первой картиной второго по важности конкурса на Лидо — программы Orizzonti. Теона Стругар Митевска переносит зрителя в 1948 год, в бурлящую Калькутту. Сестра Тереза устала от преподавательской рутины в монастыре Лорето Энтали, от системы, которой управляют мужчины. Она пишет в Ватикан, добиваясь разрешения основать собственную миссию. Ответ приходит нескоро — но именно в этом «между» рождается её будущее величие.

Кадр из фильма «Мать», мать Тереза
Кадр из фильма «Мать»
Кадр из фильма

Драма на английском языке рассказывает о семи ключевых днях жизни будущей святой. Семь дней, когда вера сталкивается с амбициями. И всё это — под неожиданное музыкальное сопровождение. В фильме много hard music: панк-роковые гитары сопровождают ночные танцы невест Христовых на монастырской площадке. Такой приём создаёт больше жара, чем света: Тереза остаётся фигурой скорее символической, чем живой. Автор и журналист Кристофер Хитченс некогда писал, что мотивы Терезы не были чисто альтруистическими: «она была другом бедности, а не бедных», превращая трущобы в охотничьи угодья для новых католиков. Венецианская картина не развеивает этот тезис. Белая спасительница остаётся спорной фигурой, и зритель решает сам: святость это или стратегия.

Да будет блеск!

После старта, посвящённого морали, власти и политике, зрителей всё же ждёт то, за что фестиваль обожают фотографы и инвесторы модных домов, — гламурная артиллерия.

Гильермо дель Торо наконец-то оживил своего «Франкенштейна». Создатель в лице Оскара Айзека, трагическое чудовище в исполнении Джейкоба Элорди — всё это обещает красоту и ужасы, снятые с той барочной чувственностью, которой умеет оперировать только дель Торо.

Йоргос Лантимос в «Бугонии» снова фокусирует камеру на своей вечной музе Эмме Стоун. Кажется, это уже не союз актрисы и режиссёра, а полноценная творческая компания «Стоун & Лантимос», в которой каждая новая роль автоматически поднимает котировки — и на «Оскар», и на фондовом рынке симпатий зрителей.

Дуэйн Джонсон в «Сокрушительной машине» решился на рискованный шаг — впервые позволил себе роскошь быть уязвимым, а не каменным. Силач с прозвищем «Скала» выходит на экран в роли бойца UFC Марка Керра — и впервые ломаются не только противники, но и собственная броня. Рядом с ним — Эмили Блант, как всегда способная превратить любую спортивную драму в историю про любовь, отчаяние и стойкость.

На премьере Ноа Баумбаха «Джей Келли» красную дорожку, без сомнений, подсветит Джордж Клуни, появление которого превращает любой показ в светское событие мирового масштаба. Джим Джармуш, мэтр минимализма, везёт триптих «Отец, мать, сестра, брат» — и делает это не в одиночку, а в компании Кейт Бланшетт. Южнокорейский мастер Пак Чхан-ук перебрался из исторических страстей в корпоративные триллеры. Его новый фильм «Нет другого выбора» собрал ансамбль, который наверняка заставит кипеть фанатов K-драмы и K-pop одновременно: в кадре появятся Ли Бён Хон и Сон Йе Джин — тот случай, когда бизнес-история становится объектом культа ещё до премьеры.

И наконец — долгожданная доза гламура первого фестивального дня. На красной ковровой дорожке успели пройтись Кейт Бланшетт и Тильда Суинтон, а папарацци засняли прибытие в «город на воде» Джорджа и Амаль Клуни, а также Джулии Робертс. Последняя впервые в истории фестиваля выходит на венецианский ковер, представляя драму Луки Гуаданьино «После охоты».

Двукратный лауреат «Оскара» Александр Пэйн возглавляет международное жюри. На его плечах и плечах его команды теперь лежит решение: кому достанется «Золотой лев» — монстрам, пророкам, бойцам или провидцам? Пока неясно, но в одном Венеция уже успела убедить: даже когда она начинает с тяжёлых вопросов морали, в финале нас всё равно ждёт сияние прожекторов.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте