Как разочарованная в науке биоинженер создала казахстанский бренд одежды

114528

Его основала выпускница Университета Глазго

Арай Шарипова
Арай Шарипова
ФОТО: © Алтынай Дайрабаева

Бренду женской одежды Vimana всего год. Его основала выпускница Университета Глазго и студентка Стэнфорда Арай Шарипова. С ней мы поговорили о том, как биоинженер стал дизайнером, как совместить семью и бизнес и каково быть бизнесвумен в Казахстане.

По признанию Арай, женщинам в бизнесе в Казахстане приходится сложнее, чем мужчинам. И дело даже не только и не столько в том, что женщина должна быть мамой и хранительницей домашнего очага.

«Женщинам приходится сложнее в бизнесе, потому что они часто сталкиваются с мнением, что бизнес для женщины – это игрушка. Сама не раз с таким сталкивалась, – делится своим опытом предпринимательница. – Но у меня нет желания кому-то что-то доказывать. Все, что я делаю, я делаю для себя».

Что же касается того, что женщине помимо бизнеса приходится думать о семье, заботиться о детях и создавать домашний уют, то, как уверена наша собеседница, все возможно. Главное – не бояться ответственности и найти правильный баланс.

«Женщины, по-моему, вообще самые многозадачные существа, потому что мы умеем все совмещать. Сейчас такое время, когда женщины приняли ответственность за свою жизнь. Если раньше надо было выбирать – работа или семья, то сейчас можно двигаться во всех направлениях, не забывая себя и свои мечты. Главное – сохранять баланс. У меня были моменты, когда я с головой уходила в работу. Потом поняла, что это не совсем правильно, – делится Арай. – Сейчас я стараюсь прислушиваться к себе. И если, находясь на работе, я понимаю, что я безумно соскучилась по своему ребенку, я просто собираюсь и еду к ней. Если не прислушиваться к таким вещам, какая-то из сфер жизни просядет.

Что я для себя поняла – важно проводить везде время качественно. То есть если я три часа в день провожу со своим ребенком, то я только с ребенком. Никакого телефона, никаких посторонних вещей. Пусть это только три часа, но они полностью посвящены ребенку. То же самое с мужем. Если мы с ним вдвоем, то мы разговариваем друг с другом, а не каждый по своему телефону. То же самое на работе – надо четко поставить задачи на день и выполнить их.

Иначе говоря, чтобы все успешно совмещать, надо умело распоряжаться своим временем».

История создания бренда Vimana началась с… разочарования в научной работе. И нет, речь идет не о том, что Арай поняла, что выбранная специальность ей не нравится. А о том, что у нее в Казахстане просто нет необходимых ресурсов, чтобы реализовать себя в науке.

«Это выбило меня из колеи, – вспоминает девушка. – Я не привыкла просто сидеть дома. Мне обязательно надо что-то делать. В какой-то момент мой муж спросил: «Почему ты себя обманываешь, ты же всегда мечтала запустить бренд одежды». И я решила попробовать. К тому же у мужа есть опыт в этой сфере, и он сказал, что полностью меня поддержит».

ФОТО: © Алтынай Дайрабаева

Буквально через час появилась концепция и философия нового бренда и договоренность с фабрикой в Турции. И Арай начала разрабатывать эскизы для своей первой коллекции.

«Может показаться, что стать дизайнером было импульсивным решением. Вообще, такое ощущение, что именно к этому я неосознанно готовилась всю свою жизнь, – признается Арай. – Еще в детстве я брала обрезки маминых тканей, рисовала эскизы и шила по ним одежду своим куклам.

Кроме того, по специальности я биомедицинский инженер. Так вот, на самом деле биоинженерия очень тесно связана с творчеством. Очень часто работа в лаборатории заставляет выходить за рамки, буквально из подручных средств придумывать новые инструменты и новые материалы, создавать дизайн протеза или делать зарисовки того, что ты видишь в микроскопе. Это очень неизведанная, а потому очень креативная сфера. Так что, можно сказать, я просто изменила область приложения своих сил».

Оставалось придумать название.

«С этим помог мой брат, – рассказывает Арай. – Это, пожалуй, самый творческий человек, которого я знаю. Я ему рассказала, каким я вижу свой бренд, и он предложил несколько вариантов названий. Мы зацепились за слово "Вимана"».

Вимана – это воздушный дворец, царский чертог, в котором обитали боги в древних индуистских и буддийских мифах. Если верить легенде, то на протяжении многих лет люди мечтали его найти, но он всегда менял свое местоположение, и воздушный дворец так и остался недостижимой мечтой. Арай это слово откликнулось, потому что для нее одежда – это синоним божественного совершенства, к которому все стремятся.

«Как человек науки, я просто помешана на деталях. И мы тщательно прорабатываем каждую мелочь, каждый шов и пуговицу, продумываем цвета, особое внимание уделяем фурнитуре и выпускаем коллекцию только тогда, когда доводим ее до совершенства», – посвящает в детали дизайнер.

Впрочем, выходу первой коллекции предшествовало тщательное изучение рынка, в котором Арай очень помог научный подход и умение все систематизировать. Как оказалось, в Казахстане не было люксового бренда джинсовой одежды, в котором были бы продуманы малейшие детали вплоть до брендированной фурнитуры и упаковки, запаха и музыки в бутике.

Кроме того, джинса – это то, что актуально всегда.

ФОТО: © Алтынай Дайрабаева

«В ней можно выглядеть и нарядно, и женственно, – уверена девушка. – С ней можно много экспериментировать. У меня в планах платья, сумки, обувь из денима. И вообще, Total denim look – это моя любовь. Кстати, многие наши покупатели просят какие-то аксессуары».

В качестве своей основной целевой аудитории Арай видит женщин, которые не боятся выделиться.

«Моя одежда немного кричащая. Это statement piece – вещи, которые заявляют о себе. Мне хочется, чтобы каждая девушка, надевая мою одежду, чувствовала себя особенной. Например, у нас есть джинсовый костюм-трансформер, который очень нравится нашим покупательницам и засветился на многих неделях моды. Он состоит из двух самодостаточных единиц, которые можно носить по отдельности, делая образ интереснее, или же надеть целиком», – описывает дизайнер.

К слову, еще один интересный момент: Vimana - бренд женской одежды, однако с учетом того, что его создательнице нравится стиль унисекс, мужчины – нередкие гости в бутике.

Первая коллекция нового казахстанского бренда насчитывала около 15 изделий. Для того чтобы производство было рентабельным, надо было отшить по меньшей мере по 100 штук каждой модели, что обходилось примерно в $100 тыс.

«Для нас сразу вложить такую сумму в первую коллекцию было накладно, – вспоминает Арай. – К тому же это риск. И мы начали искать другие пути».

Выход нашелся в сотрудничестве с одним из маркетплейсов, который как раз в то время зашел на казахстанский рынок, он выкупил первую коллекцию Vimana полностью и запустил онлайн-продажи.

С первых же дней одежда казахстанского бренда заинтересовала не только отечественных, но и зарубежных покупателей. Сразу появилось очень много заказов из Москвы, США, Арабских Эмиратов и других стран.

После того как первая коллекция увидела свет, бренду пришлось быстро взрослеть: спустя какое-то время маркетплейс закрылся, Арай выкупила всю оставшуюся часть коллекции – примерно 30–40% – и решила дальше развиваться самостоятельно.

Так появился бутик в Алматы и вышла вторая коллекция. Дальше в планах открыть бутик в Астане. А потом – выход на мировые маркетплейсы.

ФОТО: © Алтынай Дайрабаева

«Это был самый рискованный шаг – когда мы отделились от маркетплейса и открыли собственный бутик, – признается Арай. – Я поняла, что за все теперь отвечаю только я. Именно мне придется настраивать операционку, нанимать персонал, заниматься продвижением бренда.

Было сложно. Мой главный инсайт про бизнес: если ты любишь системность и все по полочкам, бизнес не для тебя. И в первое время меня это, конечно, шокировало. Когда ты проводишь какой-то эксперимент в лаборатории, ты знаешь, что получишь. В бизнесе иногда приходится за один день менять подход и в рекордные сроки адаптироваться под новые реалии. Мне было безумно сложно реагировать на все это спокойно. И прислушиваться к интуиции. Потому что иногда ты просто чувствуешь, что это зайдет, а это – нет».

Разумеется, муж продолжает поддерживать Арай. Но уже больше морально.

«Этот бренд мы основали с мужем. Но муж здесь выступил просто в качестве инвестора, – уточняет девушка. – У нас изначально была договоренность, что я ему верну все вложенные средства. Это была принципиальная позиция. И моя, и его. Как только мы запустили продажи, он сказал, что больше не будет участвовать в продвижении бренда и операционке, и я ушла в свободное плавание. Сейчас Vimana – это только мое видение. Мой ребенок. За которого отвечаю я и только я. И решаю, как поступать, куда идти и что делать».

Сейчас Арай полностью контролирует процесс. Начиная с дизайна и заканчивая производством. Причем перед тем как начать работать над новой коллекцией, она вновь изучает рынок и будущие тренды. Только после этого появляются зарисовки и техническое задание, которое отправляется в Стамбул, где команда дизайнеров готовит технический рисунок. Да, в случае когда производство расположено в другой стране, довольно много времени уходит на утверждение готового варианта модели, однако переносить производство в Казахстан Арай пока не планирует.

«У нас очень высокая себестоимость производства, – объясняет предпринимательница. – Это во-первых. Во-вторых, мы работаем с премиальной джинсой – 100%-ным хлопком. Плюс у нас очень плотный деним – 14,5 унции. А эта фабрика специализируется именно на джинсовой одежде. Ко всему прочему у нас очень много фурнитуры, которая тоже производится на этой фабрике. Наконец, многие наши модели мы окрашиваем вручную. Там для этого есть целая команда».

На сегодняшний день без всяких маркетинговых стратегий спрос на одежду бренда превышает предложение. Порядка 10–15% онлайн-заказов – из-за рубежа. Однако увеличение объема производства пока не планируется. И это вполне осознанный шаг, потому что при этом может потеряться качество. Так что пока в планах создательницы бренда выпускать небольшие коллекции. Более того, дальнейшее развитие бренда Арай видит не в увеличении количества бутиков и объема производства.

«Конечно, мне приходило в голову создать еще и детский бренд и еще что-нибудь. Но есть такая вещь – расфокус. И я его стараюсь избегать, – говорит она. – Поскольку я пока новичок в бизнесе, мне кажется, сначала надо полностью сфокусироваться на Vimana. Чем больше я углубляюсь в бизнес-процессы, тем больше я понимаю, сколько работы еще предстоит. И для начала хочется наладить все процессы, а потом уже думать дальше».

Однако пока в планах – сосредоточиться на новых технологиях. Например, заняться разработкой качественно новых тканей.

«Я очень люблю науку, и я от нее никогда не отказывалась. Поэтому я задумываюсь о создании биоткани, которая будет быстро разлагаться. В первую очередь это забота об экологии, которой очень вредит fast fashion, ставший причиной активного движения индустрии моды к запредельным объемам потребления.

А Vimana – это как раз про разумное потребление, – утверждает Арай. – Благодаря высокому качеству и интересному дизайну не надо каждый месяц покупать новые джинсы. Нужна одна пара, которая будет тебе служить годами».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить