К дню женских ожиданий

6098

Все чаще накануне Международного женского дня в интернет-блогах и соцсетях молодые девушки и женщины выражают свое негодование по поводу этого праздника и просят своих друзей и коллег воздержаться от поздравлений и несуразных пожеланий. К чему бы это?

История 8 Марта, связанного с борьбой за права женщин, с «той самой» Кларой Цеткин и «маршем пустых кастрюль», в большей или меньшей степени известна всем поколениям. Хотя в России (а затем и в Советском Союзе) история Женского дня начинается с 1913 года, только в 1965-м он официально становится выходным днем – к этому времени праздник уже давно утратил первоначальную антисексистскую окраску, более того, стал чем-то почти противоположным. Согласно прошлогоднему опросу российского исследовательского «Левада-центра», который проводится раз в несколько лет начиная с 2003 года, абсолютное большинство считает 8 Марта «прос­то женским праздником» (65–70% опрошенных мужчин и женщин), 12–15% считают его «днем начала весны», и 8–12% (даже удивительно) еще представляют его под историческим названием – Международный день трудящихся женщин. 

Характер этого праздника сильно отличается в разных концах Земли. Прижился он в основном в странах, где хоть как-то был связан с революциями (за что его недолюбливают некоторые религиозные деятели). В Европе в отличие от Казахстана, например, 8 Марта не предполагает романтики да и выходным днем не является, зато в этот день, если верить зарубежной прессе, жительницы Дании, Канады и Австралии проводят манифестации против домашнего насилия, а политики и общественные деятели делают довольно серьезные заявления о правах человека. 

В СНГ средства массовой информации из года в год уделяют 8 Марта традиционное внимание, и уже не разобрать: то ли важность этого события – причина, то ли следствие. Стоит отдать должное этой полемике: благодаря ей прослеживается основная претензия к празднику и поздравляющим – отсутствие искренности. Российский журналист Наталья Радулова, например, уже который год выдвигает идею, что современный антифеминистский вид праздник приобрел благодаря вероломности мужчин: чтобы отвлечь благоверных от протестов и революций, они подкупают их подарками и цветами и забалтывают ласковыми словами. За несколько дней до праздника блоги и социальные сети переполняются постами с негативными отзывами о сексистском характере праздника, о коллегах-мужчинах, дерзнувших поздравить с половой принадлежностью, о нерадивых мужьях, которые демонстрируют заботу и внимание один день в году. Наиболее распространенные слова, в сочетании с которыми 8 Марта встречается в интернете, – «дурацкий» и «ненавижу».  Формально тех, кто высказывается в таком духе, можно разделить на две категории: людей, которые не любят все праздники вообще, и тех, у кого повышенная агрессия именно по отношению к 8 Марта. И это чаще всего женщины. Почему именно 8 Марта вызывает такую волну негатива? Похоже, виноват фатум: зафиксировали день для протеста, вот и получайте протест, как говорится, «как вы судно назовете…». Или, может, как в маркетинге, срабатывает эффект, когда один недовольный покупатель затмевает сотню довольных. Ведь, согласно опросам «Левада-центра», совсем не считают это день праздником всего 2% опрошенных (мужчины и женщины в равных долях). 

Валерия Ибраева, искусствовед, арт-критик: «Негативным отношением отличаются в основном две группы населения. К первой относятся те люди, у которых он связан с отрицанием существования СССР или его наследия. Наиболее яркий пример этой серии – запрет празднования Нового года в Узбекистане. Но можно воспринимать данную негацию и как компенсаторный процесс, где утрата восполняется введением других праздничных дат, апеллирующих к досоветскому прошлому, как, например, Наурыз.

Другая группа – это, напротив, новая для нас тенденция к выравниванию социальных ролей, то есть исповедующая гендерный подход. Изменились исторические, экономические и политические причины существования Международного женского дня, вследствие чего и феминизм также меняет свою конфигурацию, вбирая в себя все больше и больше направлений, например борьбу за права сексуальных меньшинств.

Забавно, что обе группы, вполне разнонаправленные, согласны друг с другом в своих выводах».

Психология праздника

Праздник – это нечто, что упорядочивает и организует жизнь всего народа, дает людям чувство солидарности (это, например, когда Новый год очень многие встречают и по своему местному времени и – по старой памяти – по московскому). Это что-то, что отличается от будней особым ритуалом, отсутствием обычных запретов (можно есть и пить больше обычного). Как правило, эти праздничные атрибуты существуют как на уровне всего общества, так и внутри семьи. История показывает, что даже если какие-то праздники и ритуалы утрачиваются на общинном уровне, то в семье что-то сохраняется, сберегается, даже если и не осознается. 

Список стран, где 8 Марта считается официальным праздником 

Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия (рабочий день), Замбия, Камбоджа, Кыргызстан, Кирибати, Китай (тоже рабочий день), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея.

Ержан Сулеменов, генеральный директор ОФ «Институт Медиа Стандартов», так ответил на вопрос, в чем для него заключается праздник: «В воспоминаниях… Моя мама любит этот праздник, и я помню, как с детства рисовал ей открытки, а став постарше, бегал за цветами. В принципе, я не люблю календарных праздников, особенно когда надо по поводу даты проявлять эмоции, считаю, что для любимых женщин праздник надо устраивать, когда захочется и тебе, и им».

Пожалуй, сейчас Женский день переживает некий переходный период: прежние ассоциации и ритуалы практически разрушены (ни маршей, ни парадов нет), а новые еще не закрепились . Закрепятся ли? Опросы, которые проводят исследовательские центры, дают представление в целом об отношении мужчин и женщин к празднику. Некоторые содержат вопрос о предполагаемом подарке (лидируют цветы, конфеты и парфюм – они-то и ненавидимы большинством женщин). Но исследование о том, какова обстановка в семье, где барышни недовольны праздником, каков их социальный статус, политические предпочтения и гендерные убеждения, кому-то только предстоит провести. Можно предположить, что перед мужчинами и женщинами, которые придерживаются традиционных взглядов на гендерные роли, вопрос о том, как поздравлять и как реагировать на поздравление, не возникает. 

Валерия Ибраева говорит: «Если приверженность к этому празднику сохраняет коллектив или семья, то обе стороны – и мужчины и женщины – согласны со всеми обязательствами и ритуалами. Весьма интересно, что празднование происходит даже в ситуации, не санкционированной государством. Чистая инициатива снизу, что тоже неплохо. Я, в принципе, к нему равнодушна. Но однажды, будучи на конференции в Венгрии и абсолютно забыв о дате, получила букетик цветов от украинского коллеги. Была, к собственному удивлению, весьма тронута. В принципе, все люди нуждаются во внимании, и празднования 8 Марта и 23 Февраля превращались, собственно, в дни женщин и дни мужчин. Это хорошая традиция, поскольку политическая составляющая бывших советских праздников была забыта еще в советское время».

Сохраняется большое количество женщин, солидарных с Индирой Какабаевой, партнером компании Key Partners consulting, коучем ICF, в том, что 8 Марта – праздник замечательный и нужный: «Тем более в наше время, из-за большой загруженности людей! В моем окружении праздник не воспринимается болезненно, более того, его ждут, к нему готовятся (строят планы на наряды и подарки). У нас женский коллектив, но нас поздравляют партнеры, клиенты, причем дарят цветы, подарочки, торты! Я думаю, это очень полезно для работы, так как сплачивает коллектив, есть возможность поблагодарить за какие-то профессиональные и личные навыки. Да и вообще, это же ассоциации, связанные с приходом весны».

В 2003 году в одном из московских издательств вышла книга «Психология праздника» (Воловикова М.И. и др.). Она интересна не только тем, что позволяет быстро получить представление об исследованиях наиболее ярких теоретиков (таких, как М.М. Бахтин), но также содержит обзоры и интервью с современными учеными из разных стран о современных же праздниках. Авторы пишут, что в наше время представление о празднике как таковом деформировалось. Преобладать стало представление о празднике как о веселье и развлечении. Да и раньше песни и танцы занимали значительную часть праздника, но не заменяли его содержания. «Настоящий праздник не исчезает. Просто его все труднее увидеть за разросшейся тягой к развлечениям», – пишут авторы. 

Альтернативные праздники

День матери празднуется в Австралии, Бельгии, Дании, Италии, Турции, Финляндии, США, Японии во второе воскресенье мая. В Великобритании – в четвертое воскресенье Великого поста. В Сербии – за две недели до Рождества.

Православные христиане в третью неделю по Пасхе вспоминают святых жен-мироносиц.

В Японии 3 марта отмечается День девочек.

 

Новый манифест 

Да, 8 Марта у нас больше не связывают с протестами – история все перекраивает на свой лад. Хотя многие проблемы не решены и женщинам есть за что бороться. В 2012 году Всемирный экономический форум опубликовал отчет за семь лет для 111 стран, называемый «Индекс гендерного разрыва». Индекс отражает национальные гендерные разрывы в экономической, политической сферах, в сферах образования и здравоохранения и представляет рейтинг стран. Казахстан в нем занял 31-е место (лидируют Скандинавские страны, Россия на 59-м месте). Есть куда расти. Сейчас массмедиа Казахстана захвачены «декретной» темой, а недавно, например, в СМИ вылился скандал с увольнением беременной сотрудницы «СК-Астана». 

Праздник, как живой организм, не теряя своего значения для традиций и культуры народа, может приобретать новые черты. Так что велика вероятность, что из «марша пустых кастрюль» 8 Марта рано или поздно превратится во что-то новое. Но пока что это лишь манифест. Манифест к мужчинам – о перманентном внимании, манифест к самим женщинам – о том, что мужское внимание это не унижение, манифест ко всем – о гражданском творчестве, если можно так сказать, о том, что традиции можно создавать самим, а не ждать, когда их спустят сверху.

Авторы «Психологии праздника» отмечают, что в любой культуре праздник сохраняют как драгоценность. Так что не стоит ли еще раз подумать, прежде чем отказываться, пусть даже внутренне, от Женского дня? 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить