Продажа доли Kcell: в компании ответили на обвинения

Председатель правления Kcell Асхат Узбеков в эксклюзивном интервью Forbes.kz рассказал о расследовании АЗРК в отношении Kcell из-за монопольно высоких цен на услуги, а также ответил, будет ли интеграция сети Kcell и Tele2

Асхат Узбеков
ФОТО: архив пресс-службы
Асхат Узбеков

F: Асхат, вы долгое время работали в структуре «Казахтелекома» и напрямую участвовали в процессе приобретения компании Kcell. Расскажите подробнее об этом: было немало споров вокруг этой темы, например, разногласия с миноритариями по поводу продажи 24% акций Kcell осенью 2021 года, которые до сих пор продолжают настаивать на том, что была манипуляция с ценой…

- Сделка по приобретению Kcell обсуждалась давно. В 2017 году объявляли первый аукцион, и к концу 2018 года сделка состоялась. Немало споров было по поводу монополии. Этот вопрос обсуждался на государственном уровне и тщательно отрабатывался на всех этапах. На мой взгляд, правительство сделало все необходимое, чтобы не произошла концентрация рынка: это четко прописано в требованиях по согласованию сделок. В первую очередь, там говорится о сохранении торговых марок и компании как юридического лица, независимой коммерческой стратегии.

Что касается разногласий с миноритариями, у них было два вопроса: по приобретению 75% доли Kcell в декабре 2018 года и по продаже 24% акций Kcell в сентябре 2021 года. Требования большей части акционеров «Казахтелеком» выполнил, однако с некоторыми из них пришлось судиться. Безусловно, каждый миноритарий имеет право на свою точку зрения, но мы защищали интересы всех акционеров, а их более 16 тысяч. Разногласия усилились в январе этого года. Могу заверить, что все необходимые документы были предоставлены в компетентные органы. Некоторые миноритарии заявили, что при продаже 24% акций якобы были использованы мошеннические схемы. Будучи в составе менеджмента, отмечу, все условия сделки были детально изучены и согласованы на всех уровнях. Процесс проходил на платформе KASE, уровень прозрачности мы обеспечили.

F: Какие основные изменения в Kcell вы можете отметить с момента покупки?

- Существенным изменением структуры бизнеса был выход Kcell из договора о построении совместной сети с ТОО «КаР-Тел» (торговая марка Beeline). В настоящее время мы строим совместную сеть с нашей сестринской компанией ТОО «МТ-С» (Tele2/Altel).

Кстати, именно это было основной целью «Казахтелекома» при покупке Kcell и Tele2. Уже на тот момент национальный оператор являлся самым крупным провайдером магистральных сетей. Если к этому добавить успешный опыт и экспертизу интеграции Altel в сеть Tele2, то сделка по приобретению брендов Kcell и Tele2 позволяет усилить позиции мобильных операторов путем общего использования уже имеющейся инфраструктуры: магистральных сетей «Казахтелекома» и развитой сети покрытия обоих брендов. Разумеется, благодаря такой синергии мы наблюдаем хорошую экономию по операционным затратам.

F: Новость об интеграции сети Kcell и Tele2 пришла три года назад. Однако пока интеграция так и не произошла. Почему?

- На самом деле первая фаза проекта интеграции уже завершена – это так называемый «шеринг» 4G (от английского share – «делиться»). С 2021 года благодаря интеграции связью охвачены 37 городов. Вместе с этим отработано много технологий и процессов, например, совместное использование частотного диапазона, что существенным образом улучшает качество предлагаемых услуг передачи данных.

Расширение списка городов шеринга находится на стадии развития. Процесс интеграции очень сложен. Необходимо учитывать разный опыт компаний, процессы и культуру. Следует находить консенсус в тысячах вопросов и идти на компромиссы в спорных ситуациях. Тем не менее мы не останавливаемся и идем к своей цели. Отмечу, что процесс интеграции сетей Kcell и Tele2 необратим.

F: В июне текущего года Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) заявило, что ведет расследование в отношении Kcell из-за монопольно высоких цен на услуги. Ведомство пришло к этому после анализа тарифов на сотовую связь и мобильный интернет за 2020-2021 годы. Прокомментируйте, пожалуйста.

- На данный момент у АЗРК нет каких-то конкретных и документально оформленных выводов. Комментировать детали расследования будет некорректно. Отмечу, что наша компания имеет независимые исследования рынка и штат, позволяющие нам вести профессиональную дискуссию с антимонопольным ведомством. Мы активно сотрудничаем с агентством. Давайте дождёмся результатов.

F: Согласно актуальному анализу, количество жалоб на плохое качество связи выросло в 10 раз. Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал поправки в закон об увеличении штрафов для операторов связи и интернет-провайдеров за некачественное предоставление услуг. На ваш взгляд, будет ли эффективным такое ужесточение?

- Эти поправки мы воспринимаем как новую планку. Пандемия показала: нам есть куда стремиться. За последние два года ожидания клиентов изменились. Мы полностью поддерживаем новые поправки об увеличении штрафов за некачественное предоставление услуг. Технический прогресс неумолим, Kcell готов развиваться. Эти поправки можно воспринимать еще как элемент обострения конкуренции между игроками на сотовом рынке. На мой взгляд, конкуренция – это самый правильный инструмент стимулирования. Мы поддерживаем корректную реализацию новых поправок.

Важно понимать, что мобильная сеть технологически диверсифицирована. Есть разные стандарты связи: 2G, 3G, 4G, при этом 2G – это голос, 3G – базовый интернет, 4G – технология, позволяющая без предварительного скачивания смотреть стриминговые видео. Для этого всего нужна определенная инфраструктура. Если говорить о покрытии в селах, то в силу их отдаленности за короткий период построить нужную инфраструктуру для технологии 4G невозможно. В рамках программы для сельской местности «250+» (куда входят села с численностью от 250 человек) при поддержке государства все три оператора страны делают апгрейд мобильных сетей.

F: Последние три года Kcell не повышал архивные тарифы, при этом его чистая прибыль выросла почти в три раза. Получается, что финансовая модель, разработанная при вашем тесном участии, показала максимальную эффективность. У каждого руководителя есть свой конёк. Как вы считаете, ваш опыт и глубокие знания данного сегмента помогут вывести Kcell на новый уровень?

- Исходя из моего опыта как финансового директора, многие предполагают, что Kcell займется операционной эффективностью, которая подразумевает оптимизацию затрат. На мой взгляд, если заниматься только оптимизацией затрат, то это может привести к тому, что наши клиенты начнут испытывать проблемы с качеством сети. Однобокая оптимизация несет негативный эффект, поэтому я вижу гармоничное развитие Kcell как бренда: улучшение технической составляющей и клиентского опыта, развитие цифровых услуг – то, в чем нуждается современный пользователь.

Kcell – клиентоцентричная компания, для которой, повторюсь, важно развитие клиентского опыта. Так, в 2021 году Kcell запустил суперприложение, которое связало телеком, финтех, e-commerce и entertainment-сервисы оператора в единую экосистему. Пользователям суперприложения доступны оплата проезда в общественном транспорте, оплата коммунальных услуг, открытие OGO-карты, интернет-магазин, личный кабинет и другие сервисы.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
22321 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить