До Луны и обратно: какие стартапы помогают NASA покорять космос

55729

Forbes рассказывает о том, какая роль в процессе освоения Луны отводится бизнесменам и молодым стартапам

ФОТО: instagram.com/nasa/

NASA с третьей попытки запустило программу стоимостью свыше $90 млрд по отправке американских астронавтов на Луну. Всё началось с запуска «Артемиды-1» (Artemis 1), экспедиции без экипажа, цель которой ― основать со временем на лунной поверхности постоянное поселение людей. Запуск состоялся 16 ноября, пишет Forbes Russia. 

Ожидается, что запуски «Артемиды» на протяжении следующих нескольких лет будут проводиться без экипажа, а каждый из первых четырех обойдется более чем в $4 млрд. В NASA говорят, что Штаты возвращаются на Луну по трем основным причинам — чтобы совершить новые открытия, вдохновить новое поколение и найти экономическую выгоду. Если «Артемида» будет похожа на своего предшественника, программу «Аполлон», которую космическое агентство свернуло в начале 1970-х, отправив на Луну 12 астронавтов, то после нее появятся полезные продукты, которые войдут в повседневную жизнь американцев. Так, «Аполлон» положил начало технологиям, лежащим в основе GPS, телекоммуникационным спутникам, портативным пылесосам Dust Buster, методике глазной хирургии Lasik, сейсмозащитным устройствам в зданиях, беспроводным накладным наушникам, компьютерной томографии и воздухоочистителям.

Весьма кстати «Артемида» названа в честь греческой богини Луны, которая к тому же и еще близнец Аполлона. В ходе миссии будет изучена возможность человека жить не только на Луне, но и на Марсе. По словам Маршалла Смита, бывшего высокопоставленного руководителя NASA, в итоге это еще больше приблизит человечество к статусу многопланетного вида. «Причин, по которым целесообразно продолжать этот путь в космос, очень много, ― заявил Смит Forbes. ― Мы тратим все эти деньги на развитие науки и технологий, чтобы наши специалисты могли проектировать и строить сложные системы».

Делать это в одиночку NASA не может. Чтобы осуществить возвращение на Луну, агентство работает с десятками частных предприятий и некоммерческих организаций. Ниже ― о том, как в процесс включаются бизнесмены, молодые стартапы и другие инноваторы.

Луноходы

Во время последних трех миссий «Аполлона» астронавты не только ходили по лунной поверхности, но и управляли транспортом. Такие планы в NASA есть и на «Артемиду», а несколько компаний вовсю заняты попытками построить для астронавтов настоящий луномобиль мечты. Перспективные участники проекта конкурируют в этом с признанными гигантами оборонного сектора вроде Northrop Grumman и Lockheed Martin. И хотя луноходы выдвинутся в путь не ранее 2025 года, на обеспечение полной их готовности к работе уходят годы.

Один из таких подрядчиков — фирма Sierra Space из Луисвилла в штате Колорадо о планах построить для «Артемиды» луноход объявила в апреле. В партнерстве с автоконцерном Nissan и проектировщиком аэрокосмической отрасли Teledyne Brown компания надеется внести свой вклад по части коммуникаций и летного программного обеспечения. Вдобавок ко всему Sierra Space также разрабатывает аппарат для доставки груза на Международную космическую станцию, а до заключения партнерской сделки уже работала над самоходными транспортными средствами.

Компанию основала в 2021 году чета миллиардеров Эрен и Фатих Озмен. Предприятие стало дочерней организацией Sierra Nevada Corp. После недавнего раунда финансирования в мае, когда удалось привлечь $24,3 млн инвестиций, бизнес Sierra Space оценивался в $4,5 млрд. В компании говорят, что создали более четырех тысяч космических систем и компонентов приблизительно для 500 миссий.

Еще одно предприятие, работающее над новым луноходом, ― запущенный в 2020 году калифорнийский стартап Astrolab, который сейчас занят строительством самоходного аппарата FLEX для «гибкой логистики и освоения». Целью проекта является транспортировка как грузов, так и людей, а грузоподъемность разработки составляет около 1,5 тонны, что сопоставимо с пикапом Ford F250. На фоне других аппаратов FLEX выгодно отличается своей модульной системой полезной нагрузки. Транспортное средство способно перевозить самые разные грузы и снаряжение, хотя более ранние марсоходы вроде Curiosity и Perseverance имели фиксированную грузоподъемность.

«Я считаю, уникальной нашу команду делает то, что FLEX является по-настоящему передовой и инновационной разработкой, ― рассказал Forbes основатель и генеральный директор Astrolab Джарет Мэттьюс. ― Благодаря модульной системе полезной нагрузки аппарат чрезвычайно универсален, и мы считаем это необходимым при решении задач как в отсутствие экипажа, так и при его наличии».

В поисках лунной пыли

Когда астронавты вернутся на Луну, они не будут праздно кататься по поверхности или играть в гольф. Они будут заниматься наукой. Сбор реголита (так называют поверхностный слой сыпучего лунного грунта) ― едва ли не важнейшая составляющая миссии «Артемида». Ведь цель NASA по созданию жизнеспособного общества на Луне во многом зависит от того, что доступно на поверхности спутника и что можно будет использовать, например, для сельского хозяйства. Причем не стоит забывать — что-то из этого может также пригодиться на Марсе, астероидах и других небесных телах.

Фраза «дешево, как грязь» к Луне неприменима. В 2002 году, когда стажеры NASA украли лунную породу из лаборатории Космического центра Джонсона в Хьюстоне, 22 килограмма привезенного астронавтами «Аполлона» реголита получили конкретный ценник ― около $1,1 млрд. А стажеров в итоге задержали.

Сбор пыли NASA доверили трем компаниям: Masten Space Systems, ispace и Lunar Outpost. Совокупное вознаграждение от NASA на всех троих до смешного скромное, всего $25 001. Почему так мало? NASA пользуется методом, который называет «недорогим, технически приемлемым» способом сбора, и эти компании всё равно решили подать свои заявки.

Японское и европейское подразделения токийского стартапа ispace заключили с NASA контракты на оказание помощи в процессе поиска лунной пыли на сумму $5 тысяч. Они планируют собирать образцы лунного грунта и, по сути, продавать их космическому агентству. Это будет историческое событие, которое ознаменует собой первую коммерческую операцию с лунным материалом в космосе. Японская команда ispace отправит свой посадочный аппарат на борту ракеты Falcon 9 от SpaceX, откуда он не ранее ноября будет запущен к северо-западному краю лунного диска для сбора образцов. Разработка европейского филиала ispace полетит в космос в 2023 году: миниатюрный самоходный аппарат будет исследовать поверхностную породу на южном полюсе Луны.

PitchBook оценивает бизнес компании в $193 млн, а ее специалисты занимаются целым рядом лунных проектов. Предприятие появилось на свет благодаря конкурсу Lunar XPRIZE под эгидой Google. В 2010 году основатель и генеральный директор фирмы Такеси Хакамада собрал свою команду, ставшую единственным японским финалистом из пяти участников состязания, и основал ispace. Американское подразделение компании сотрудничает с NASA в рамках еще одного контракта на общую сумму $73 млн по оказанию услуг коммерческих грузовых перевозок на Луну в будущих миссиях «Артемиды».

«Мы очень рады получить эти две награды от NASA за то, что станет историческим моментом для всего человечества, ― сказал Хакамада в заявлении. ― Как для космической отрасли, так и потенциально для всех отраслей на Земле всё это станет началом лунной экономики, в которой экономическая выгода может создаваться на Луне, вдали от Земли ― но на благо земной экономики».

В 2023 году к проекту европейского ispace на южном полюсе Луны планирует присоединиться Masten Space Systems. Компания основана в 2004 году в калифорнийской местности Мохаве и из всех четырех добытчиков породы имеет крупнейший контракт с NASA на $15 тысяч. Кроме того, фирма сотрудничает с космическим агентством в рамках контракта на $81 млн по строительству автоматического лунного посадочного аппарата. Предприятие намерено добывать образцы лунного грунта методом под названием «система ракетного бурения», при котором ракетный двигатель вкапывается в поверхность под высоким давлением.

Из-за нынешнего финансового положения фирмы есть вероятность того, что ее планы останутся нереализованными. В этом месяце после масштабных летних увольнений и отправлений сотрудников в неоплачиваемый отпуск компания подала заявку на банкротство, поскольку соблюдать требования контракта с NASA было крайне затруднительно. В заявлении NASA сказано, что если Masten Space Systems «не сможет выполнить свою задачу», у агентства есть план на случай непредвиденных обстоятельств.

Спутники размером с коробку хлопьев

Уже много лет для дальнейшего освоения космоса используются устройства CubeSat, маленькие исследовательские спутники, обеспечивающие ученым, астронавтам и исследователям данные о том, что происходит во мраке неизвестности. Эти аппараты дают NASA относительно недорогой доступ к открытому космосу, и в дело хочет включиться Юго-восточный исследовательский институт (SwRI).

SwRI является ведущей организацией-разработчиком спутников CubeSat для солнечных частиц (CuSP). Это наноспутниковые метеостанции размером с коробку хлопьев, которых в рамках миссии «Артемида-1» в космос отправится десять штук. И хотя главный объект миссии ― Луна, миниатюрный спутник будет изучать Солнце, солнечный ветер в направлении Земли, а также солнечную радиацию и прочие явления. Устройство оснащено тремя инструментами, которые будут помогать в измерениях космической погоды. Как заявляет Михир Десаи, директор отдела космических исследований, наук и инжиниринга SwRI, в 2014 году проектировщик подписал с NASA контракт для участия в разработке CuSP на $8,7 млн.

Штаб-квартира независимой некоммерческой организации находится в техасском Сан-Антонио, и ее история насчитывает почти восемь десятилетий. В 2021 году исследовательская деятельность структуры была профинансирована на $726 млн, а с NASA она сотрудничает с 1970-го. В ходе первой космической миссии при участии SwRI в 2000 году космическое агентство впервые получило изображения магнитосферы Земли, где показаны участки космоса, в которых действует магнитное поле планеты.

Цель организации ― выстроить на базе спутников систему, прогнозирующую неблагоприятные события на Солнце, которые потенциально могут нанести ущерб коммуникациям и электросистемам на Земле. По данным Лондонского Ллойда, рынка страхования в Великобритании, крупный солнечный шторм спровоцирует убытки на сотни миллиардов и, возможно, триллионы долларов.

«В долгосрочной перспективе мы хотим создать целую сеть погодных космических метеостанций, объединенных в созвездие, ― делится Десаи. ― Чтобы делать точные прогнозы событий на Солнце, которые могут причинить ущерб системам на Земле, нам необходима сеть, стратегически распределенная по межпланетному пространству».

Перевод Антона Бундина

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить