Цели государства и бизнеса в развитии e-commerce совпадают

9306

Настоящее и будущее рынка e-commerce в Казахстане обсудили участники дискуссии, состоявшейся в Алматы по инициативе Ассоциации «Цифровой Казахстан» (АЦК)

Николай Бабешкин
Фото: Андрей Халин
Николай Бабешкин

Ассоциация, которая является площадкой для общения бизнеса и регуляторов по вопросам e-commerce, была создана год назад. На долю участников АЦК приходится 60% рынка электронной коммерции и около 70% электронных платежей. Вполне логично, что главный с точки зрения участников встречи вопрос заключался в том, совпадают ли цели регулятора и бизнеса в отношении будущего e-commerce в Казахстане.

Открывая встречу, председатель ассоциации, CEO Kolesa Group Николай Бабешкин представил информацию о состоянии рынка электронной коммерции. Согласно озвученным им данным компании Euromonitor, в 2018 году объём казахстанского рынка онлайн-торговли составлял 287 млрд тенге, совокупный прирост по отношению к 2017 году составил 23,2%. Согласно данным Euromonitor, Казахстан за период с 2013 по 2017 стал мировым лидером по темпам прироста платежей по картам – в среднем 20,5% в год. При этом темпы роста к 2019 ещё ускорились. На долю рынка онлайн-торговли, по сдержанным оценкам, приходится около 2,6% от общего объёма розничных продаж. В Казахстане очень высокий уровень проникновения интернета - 76,4% (такой же, как, например, в США), что свидетельствует о большом потенциале для развития рынка e-commerce.

Айжан Бижанова
Айжан Бижанова

Директор департамента по развитию торговли Министерства национальной экономики РК Айжан Бижанова озвучила прогноз, согласно которому к 2025 году доля e-commerce Казахстана должна возрасти до 5% от общего розничного товарооборота.

- Увеличение товарооборота в электронной торговле влечёт рост и развитие сопутствующих отраслей. Это и производство, и услуги безналичных платежей, и развитие транспортно-логистической сети. Казахстан находится в очень удобном географическом положении между Китаем и Европой. Сегодня мы имеем все инфраструктурные и процедурные возможности для перенаправления существующих объёмов интернет-посылок через территорию Казахстана, это пойдёт на пользу казахстанским компаниям и нашей экономике в целом, - прокомментировала представитель регулятора.

Как сообщила Айжан Бижанова, в рамках Дорожной карты по развитию электронной торговли на 2018-2020 годы реализовано 28 мероприятий по пяти основным направлениям развития сектора. Для субъектов рынка были введены льготы по освобождению ИПН и КПН на период до 2023 года, введено налоговое стимулирование на приём безналичных платежей.

Центральной темой мероприятия стало обсуждение юридических аспектов регулирования рынка. В разработанном МНЭ РК законопроекте по регулированию и развитию бизнес-среды были учтены требования и пожелания участников сектора онлайн-торговли. В частности, дано определение интернет-магазинов, электронных торговых площадок, прописан их функционал, усовершенствованы механизмы защиты прав потребителя.

Елена Бычкова
Елена Бычкова

- Хотя сегодня законодательство, регулирующее электронную коммерцию, находится на начальном этапе формирования, казахстанские законы очень сбалансированы, и это позволяет бизнесу развиваться, становиться катализатором роста рынка. Но, работая над законодательством, мы встречаем и попытки зарегулировать бизнес. Мы надеемся, что ответы на ключевые вопросы заложат основу формирования оптимального для всех участников законодательства в области e-commerce, - подчеркнула советник председателя ассоциации «Цифровой Казахстан» Елена Бычкова.

Денис Степанцев
Денис Степанцев

АЦК ведет активную работу с регулятором. Одним из результатов такой работы стало причисление мобильных телефонов к списку невозвратной продукции. Это, как отметил Денис Степанцев, управляющий директор АЦК, было сделано в рамках борьбы с контрафактом и для защиты прав потребителей. Кроме того, по инициативе рабочей группы был исключен из законодательства приказ МНЭ о регулировании электронной торговли.

Предметом самой острой дискуссии стало намерение регулятора ввести реестр казахстанских интернет-магазинов, хотя по сути это такие же субъекты торговой деятельности, как обычные магазины. По словам Айжан Бижановой, главной целью этой инициативы является защита прав потребителей и повышение доверия потребителей к данному способу торговли. Идея состояла в том, чтобы субъекты предпринимательства усилили  свою социальную ответственность, а потребители всегда могли бы найти в реестре добросовестного субъекта, которому могли бы доверять. Но участники дискуссии пришли к выводу, что, в принципе, аспект защиты прав потребителей в отечественном законодательстве проработан, существует полный блок положений, позволяющих покупателям казахстанских интернет-магазинов защитить свои права, поэтому нужно говорить скорее о повышении грамотности со стороны потребителей. Излишняя регуляторика ограничивает добросовестный бизнес, уверены представители рынка. Пока местные компании будут подчиняться жёстким внутренним правилам, иностранные торговые площадки перетянут казахстанский рынок на себя. Руководитель GR-проектов «Яндекс» Артем Глущенко рассказал о примере России, из некоторых регионов которой были вынуждены уйти некоторые крупные компании именно потому, что в этих регионах активно действуют службы, специализирующиеся на так называемом «потребительском экстремизме».

Мария Гирич
Мария Гирич

Примерами лучших мировых практик регулирования рынка онлайн-торговли поделилась эксперт Центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС (Россия) Мария Гирич. Главный тренд, который выделяет ОЭСР, – повышение доверия со стороны потребителя. При этом опыт ряда стран, например, Австралии, показывает, что не обязательно устанавливать строгие требования к закону – достаточно принять нормы мягкого права, нарушение которых, тем не менее, почти наверняка повлечёт нарушение общего законодательства о защите прав потребителей и потому не будет иметь смысла. Второй глобальный тренд связан с защитой персональных данных, особенно если речь идёт об электронных площадках, которые собирают персональные данные в обмен на бесплатные товары и услуги.

Достаточно болезненным для бизнеса в сфере e-commerce является вопрос регулирования отзывов потребителей, ведь согласно статистике 70% потребителей при покупке товаров и услуг ориентируются на ранее оставленные отзывы, а 86%, увидев негативный отзыв, задумаются, стоит делать покупку или нет. При этом нельзя исключать риск того, что негативный отзыв на поверку окажется фальсификацией или происками недобросовестных конкурентов. Поэтому следует внедрять рекомендации для электронных торговых площадок о том, как следует реагировать на негативные отзывы, а также как выявлять и удалять ложные и сфальсифицированные отзывы. По мнению спикера, самым эффективным инструментом защиты прав потребителей и решения конфликтов является развитие внутренних систем разрешения споров, подобных тем, что действуют, например, на Alibaba.

- Особенность таких систем в том, что потребитель является экономически слабой стороной, ему неудобно и финансово невыгодно ехать в другую страну и жаловаться на продавца. Такие системы дают потребителям возможность урегулировать конфликт и вернуть деньги онлайн, - считает Мария Гирич. 

Министерство национальной экономики предложило ассоциации «Цифровой Казахстан» консолидировать предложения бизнеса, чтобы включить их в Дорожную карту развития электронной  торговли. Уже известно, сообщила Айжан Бижанова, что новый документ предусматривает приоритетное внимание продвижению сельхозпродукции на электронных платформах (в настоящее время на долю продовольственных товаров приходится лишь 4% казахстанского рынка e-commerce), упрощение регистрации интеллектуальных прав на ПО. Особое внимание будет уделено выходу казахстанских компаний на международные электронные площадки.

- Наш МСБ разношерстный, специфика и готовность разные, и государство должно сделать так, чтобы наши компании не потерялись на международных площадках, чтобы были защищены, имели возможность получить консультацию и полный алгоритм дальнейших действий, - отметила представитель МНЭ.

По итогам встречи её участники пришли к выводу, что интересы бизнеса и государства в развитии сектора e-commerce полностью совпадают, и в общих интересах договорились и дальше строить работу таким образом, чтобы не создавать барьеров на пути развития рынка e-commerce, но помогать ему расти. Именно поэтому МНЭ поручило ассоциации «Цифровой Казахстан» консолидировать предложения бизнеса для включения их в Дорожную карту развития электронной торговли на период до 2025 года. У игроков отрасли есть возможность самостоятельно решить, какие правила будут способствовать более продуктивному развитию отрасли.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить