Мы то, чем мы дышим: как бороться с загрязнением воздуха в Алматы

Казахстанские эксперты рассказали, как концепция снижения вреда, созданная для минимизации рисков в различных областях, может повлиять на улучшение экологической ситуации в Алматы

ФОТО: Depositphotos

По данным ВОЗ, если от системы здравоохранения здоровье человека зависит только на 10%, то от экологии – на 20%. Одна из самых глобальных экологических угроз – это загрязнение воздуха. Алматы попал в число 100 самых опасных для экологии городов мира, заняв в нём 95 место ещё в 2019 году, и с тех пор экоактивисты не перестают бить тревогу. Например, по данным Казгидромета, в начале марта в Алматы в 367 раз превышались предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, а наиболее загрязнённый воздух зафиксирован в Турксибском районе городе.

Горожане приняли участие в митинге за чистый воздух, который прошёл в мегаполисе в конце февраля и собрал несколько сотен человек. Как отметил энергетик и эколог Асет Наурызбаев, ещё пять лет назад он с коллегами разработал программу улучшения экологической ситуации в Алматы. Часть предложений из этой программы вошла в дорожную карту, но и они не были реализованы до конца.

Факторы, влияющие на загрязнение воздуха в Алматы, – ТЭЦ, частный сектор, отапливаемый углём, автотранспорт, а также хаотичная застройка города, которая ведётся без учёта розы ветров и градостроительных норм. Для минимизирования негативного влияния этих факторов нужна достоверная система мониторинга качества воздуха – основа для принятия решений.

«Проблема загрязнения воздуха в городе Алматы – комплексная, - считает Насиба Байматова, учёная-химик, ведущий научный сотрудник лаборатории «Экология биосферы» Центра физико-химических методов исследования и анализа. - Главные проблемы высокого загрязнения воздуха в Алматы в отопительный сезон однозначно связаны со сжиганием высокозольного угля на ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и в частном секторе. Нельзя исключать и выхлопы автомобильного транспорта, низкое качество автомобильного топлива, устаревшие автомобили и отсутствие систем контроля качества выхлопов. Плюс отсутствуют достоверные источники данных – системы мониторинга либо устаревшие, либо предоставляют недостаточные достоверные данные для реальной оценки состояния загрязнения воздуха. Проводимый экологический мониторинг в Казахстане обеспечивает ограниченное количество данных, что приводит к серьёзным рискам для здоровья местного населения, сложностям с принятием решений и существенным финансовым потерям».

По мнению Насибы Байматовой, чтобы оценивать, кто или что является основным источником загрязнения воздуха, нужны исследования и научные подходы. Нужно разделять каждый загрязнитель воздуха (NO2, SO2, CO, РМ 2.5), источники которых отличаются. У каждого из загрязнителей свои предельно допустимые концентрации, и для каждого загрязняющего вещества вклад источников должен быть представлен по отдельности. Данные об источниках загрязнения воздуха в городе, предоставляемые акиматом, основаны на методиках суммирования всех загрязнителей, что не применяется нигде в мировой практике.

Говоря о применении концепции снижения вреда, которая создана для того, чтобы предлагать менее вредные альтернативы, председатель Национальной ассоциации «Денсаулык» Бахыт Туменова отметила, что для минимизации выбросов CO2 в атмосферу или снижения вреда нужны зеленые насаждения. Согласно новому экологическому кодексу, принятому в стране, планируется посадка в течение 5 лет 2 миллиардов деревьев в лесном фонде и 15 миллионов в населённых пунктах. Ещё одним фактором минимизации рисков является перевод ТЭЦ с угля на газ. Согласно решению Минэнерго, переход алматинских ТЭЦ на газ будет осуществляться поэтапно с 2022 года и завершится в 2025 году.

«Весомый вклад в загрязнение атмосферного воздуха в городе вносит автотранспорт, - отмечает Бахыт Туменова, - Наиболее оптимальным и справедливым является установление дифференцированного транспортного налога в зависимости от величины наносимого ущерба окружающей среде или по экологическим показателям. Этот подход соответствует принципу концепции снижения вреда, при котором дифференциация налога в РК будет мотивировать приобретать автомобили, эксплуатация которых будет обходиться минимальными вредными выбросами».

Бахыт Туменова считает, что при этом также необходимо стимулировать население отказываться от автомобилей и пересаживаться на общественный транспорт, велосипеды, метрополитен и электрокары.

«Еще одним фактором минимизации рисков является личный вклад каждого в уменьшение загрязнения воздуха. Необходимо каждый день придерживаться простых правил, находя баланс между личным комфортом и пользой для планеты. Экономьте электроэнергию; выбирайте продукты с минимальной упаковкой, которую можно использовать повторно; откажитесь от пластиковых пакетов; утилизируйте батарейки и технику в пункты приема; сортируйте мусор. Не забывайте, что от состояния окружающей среды зависит, будем ли мы завтра дышать чистым воздухом и наслаждаться красотой природы», - призывает Бахыт Туменова. «Ограничения на использование устаревших авто и дифференцированное налогообложение сыграли свою положительную роль, например, в борьбе со смогом в Лос-Анджелесе» – напоминает Насиба Байматова. Но эксперт подчёркивает: ограничения должны сопровождаться альтернативным предложением – развитым общественным транспортом.

«Развитие современного общественного транспорта (метро, LRT, BRT, скоростной трамвай), которое ставит своей целью улучшить показатели качества жизни населения, должно стать приоритетом. Также перед введением высоких налогов на устаревшие автомобили нужно начинать с улучшения качества реализуемого топлива, контроля выхлопов автомобилей, без которого не узнать, какой автомобиль загрязняет больше, а также запрета вырезать катализаторы на автомобилях», - считает Насиба Байматова.

Асет Наурызбаев отмечает, что меры по сокращению рисков были предусмотрены в разработанной экологами программе и даже были связаны между собой в комплексный подход. Например, средства, собранные на повышенных налогах с наиболее загрязняющих воздух автомобилей, предлагается направлять на зелёные насаждения. Что же касается первоочередных мер, то эколог считает, что нет менее важного и более важного. «Когда вы затеваете уборку в квартире, вы же не решаете убрать только кухню, или коридор. Убирать нужно везде, иначе чисто не будет. То же самое и с загрязнённым воздухом Алматы – решать проблему нужно везде, где она существует», - уверен Асет Наурызбаев.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
24206 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить