Модернизация сознания: как уживаются разум толпы и экономика

11005

Forbes.kz продолжает публиковать выдержки из книги Айдархана Кусаинова «Экономика Казахстана: Мифы и реальность. Новая экономическая политика. Информационное пространство. Национальная идея». Сегодня автор предлагает читателям выдержки из введения в 4 часть «Информационное пространство. Взаимодействие государств и общества»

Фото: © Depositphotos.com/ifeelstock

Экономика определяется поведением экономических субъектов – домохозяйств и бизнесов, а их поведение определяется личными выгодами, причем эти выгоды далеко не всегда определяются экономическими категориями. Чаще всего люди не руководствуются рациональными соображениями: тот или иной выбор или действие определяется эмоциями, ценностными установками, общественно-принятыми нормами - в общем, иррациональными соображениями, которые не измеряются в деньгах.

Этот факт давно известен - теория рационального выбора, рационального экономического поведения уже давно считается устаревшей в экономической науке. В бизнесе важность вопросов восприятия бренда, влияния на систему ценностей потребителя уже не обсуждается, а активно применяется - от ароматерапии в отделах со свежей выпечкой, размещения товаров в определенном порядке, до создания особых униформ для любителей «Харлеев». Принципы маркетинга давно изменились: бизнес сейчас продает «стиль жизни», «мировоззрение», «принадлежность к группе». Соответственно, успешные бренды сегодня не продают товары, а продают эмоции, ожидания - весь тот пакет нематериального, иррационального, что движет людьми.

Никакая экономическая политика не может реализовываться и воплощаться без учета того, как она воспринимается массовым сознанием, коллективным разумом, потому что поведение людей, их привычки, потребительские предпочтения формируются этим коллективным разумом.

Экономические явления являются всего лишь одним из проявлений поведенческих моделей индивида, они отражают только узкую, особенную часть его взаимодействия с обществом – товарно-денежные отношения. Сами же поведенческие модели определяются принятыми коллективными ценностями, традициями и моралью, парадигмами мышления - то есть коллективным сознательным или бессознательным. Люди выступают в разных ролях: государственные служащие, руководители бизнеса, рядовые сотрудники, безработные и самозанятые, общественные деятели и просто потребители. Во всех этих ролях люди принимают разные решения, которые влияют на различные области и стороны жизни – доверять или не доверять, дружить или не дружить, сберегать или потратить, купить книгу или вино, принять ту или иную госпрограмму - но решения эти базируются, и во многом определяются общими ценностями, принятыми в обществе. Решения, не разделяемые обществом или значительной ее частью, трудно принять и еще труднее воплотить по психологическим, а в ряде случаев и техническим соображениям. То есть решения диктуются коллективным разумом общества.

Чтобы вернуться в практическую плоскость, приведу обыденные примеры. Специально не рассматриваю очевидные явления типа «эффекта толпы» или массовой паники и психоза – в этих ситуациях отключение индивидуального мозга очевидно, но и коллективного разума там мало.

Розничные продажи перед Новым годом вырастают в разы. Причем, в католических странах пик продаж приходится на Рождество, в бывшем СССР на 30-31 декабря, а в Китае на февраль – ровно на традиционные местные праздники. В цветочном бизнесе в бывшем СССР считается, что «8 марта весь год кормит» - цены на цветы взлетают в разы и страны находятся в цветочной лихорадке. Это сугубо местное явление, в остальных странах оно не проявляется. Сегодня продавцы цветов и подарков отмечают всплески продаж на 14 февраля – обычный день всего за несколько лет приобрел определенную значимость в стране. Эти традиции и праздники – коллективный разум - определяют маркетинговую активность бизнесов, время выхода новых продуктов, влияют на график отпусков и выходных, на покупательскую активность и экономические показатели.

В Казахстане ведется множество разговоров о том, что бессмысленно закатывать тои и праздники на последние деньги, делать свадьбы в кредит – гораздо больше смысла передать деньги молодой семье в качестве стартового капитала. Но когда перед отдельной семьей встает вопрос о проведении свадьбы, то оказывается, что нужно пригласить много людей: родственников, потому что этого требуют традиции и легче следовать принятому формату, чем в «перевоспитывать» родных и разбираться с непониманием и обидами; коллег по той же причине; различных «нужных» людей, потому что свадьба или юбилей является традиционно хорошим поводом или предлогом для неформального общения, сближения отношений. Итак, рационально и экономически все понимают неразумность трат, но через призму коллективного разума, с учетом неэкономических выгод большая свадьба или юбилей становятся вполне рационально-обоснованными.

Коллективный разум определяет «плохо» и «хорошо» в поведении человека. В странах, где экономность и умеренность приветствуется в общественном сознании, уровень сбережений выше, чем в странах, где приветствуются показное богатство и траты, а экономность воспринимается как жадность и ограниченность. В странах, где потребление является основой экономики, закредитованность населения является нормой, в других же общественных сознаниях брать в долг, да еще под проценты, является крайним выходом. В одной стране сообщить полиции о друге, севшем за руль пьяным, является благим и похвальным действием, в другой стране это предательство. В одних странах банкротство компании или обвинение в коррупции воспринимается как несмываемый позор на репутации человека, в других культурах это всего лишь реализовавшийся риск неудачи, который не имеет никаких последствий для человека. Отношение к ситуациям определяется коллективным разумом, но этот разум в конечном итоге влияет на экономику.

Можно разрабатывать блестящие экономические политики, создавать великолепные стимулы, но если коллективный разум не готов их принять, то они не будут работать. Можно привести лошадь к водопою, но невозможно заставить ее пить. Можно написать прекрасные законы, устанавливать драконовские наказания, но если коллективный разум не принимает этих законов и правил, то они не будут соблюдаться. Ведь полицейские, которые должны следить за исполнением законов, судьи, которые выносят решения о наказании, находятся в том же коллективном разуме, а значит, первые будут закрывать глаза на нарушения, а вторые выносить максимально мягкие наказания.

Политика делается политиками и воплощается государственными служащими, но и их понимание, ценности и приоритеты формируются коллективным разумом – они такие же граждане общества, просто работают в государственных учреждениях. Политические и экономические решения в любом случае принимаются через формальное или неформальное одобрение общества, а значит, коллективный разум, определяя поведение каждого отдельного человека, материализуется в экономике и политике. Государственные политики формируются людьми, и нет сверхчеловека, который бы был в социуме, взаимодействовал с обществом, но был защищен от влияния коллективного разума. Люди встречаются, обсуждают свои точки зрения, видения, дискутируют и, тем самым, проникаются бытующими общественными парадигмами. Более того, даже не разделяя каких-то точек зрения, мы вынуждены их обсуждать, хотя бы потому, что нужно высказаться о своем несогласии - но ведь даже сам выбор темы дискуссии уже в значительной степени определяет ход мыслей.

Индивид в любом статусе и положении бессилен перед воздействием информационного фона и пространства – максимум, что возможно сделать – это пытаться контролировать такое влияние. Нельзя недооценивать коллективный разум и сознание – никакие командные действия, никакие стимулы, никакие политики и даже многие законы не будут работать, если они не соответствуют ментальному сознанию и сложившимся ценностям.

Вместе с тем, нельзя переоценивать коллективный разум - при всей его мощи, коллективные ценности и сознание являются достаточно пластичными и подверженными изменениям. Осознание природы коллективных ценностей и понимание их значения позволяют вырабатывать вполне простые и эффективные меры по управлению ими. В масштабах государства можно и нужно формировать необходимые взгляды, развивать и направлять коллективный разум. Более того, если этого не делать, то коллективный разум сам будет развиваться по своим неведомым принципам. Государство может работать или не работать над приоритетами, над ценностями общества – они в любом случае сформируются и неизбежно будут определять политику страны.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить