Бегом за тарифами. Часть 1
На вопросы forbes.kz о причинах безудержного удорожания коммунальных услуг отвечает член экспертного совета по тарифообразованию НЭПК «Союз «Атамекен» Петр Своик
Первый зампред «Нур Отана» Бауыржан Байбек останется в памяти народной как человек, который учил сначала мыть в воде посуду, потом этой же водой – полы: мол, вот вам реальная экономия денег и природных ресурсов. Но, может, казахстанцы на самом деле такие неэкономные, что к бережливости нас можно приучить только высокими тарифами?
С этого вопроса мы начали интервью с Петром Своиком, членом недавно созданного Экспертного совета по тарифообразованию НЭПК «Союз «Атамекен».
F: Чем может обернуться постоянный рост цен на коммунальные услуги?
- К слову «постоянный» добавьте еще «опережающий». Тарифный мультипликатор по крайней мере в полтора раза опережает все прочие факторы роста цен в стране. По данным Агентства РК по статистике, с 2005-го по 2011 год плата за электричество более чем удвоилась (рост - на 118%), стоимость газа, холодной и горячей воды выросла более чем на 50%. В прошлом году при отчетной инфляции 6,0%, платные услуги выросли на 9,3%, в том числе горячая вода на 10,8%, электроэнергия на 10,1%, услуги ЖКХ на 8,2%. С повсеместного роста тарифов начался и 2013 год.
С экономической точки зрения высокая и быстро растущая стоимость электро-тепло-водо-обеспечения является второй (после завышенной стоимости и недоступности кредитов) по значимости угрозой существования массы малых и средних предприятий и первой - с позиций подрыва жизненного уровня населения. Рост тарифов, опережающий средний уровень инфляции в стране (в этом качестве этот рост является главным мультипликатором общего ценового роста), есть прямая угроза сбалансированности национального производства-потребления.
С социально-политической точки зрения такой опережающий рост еще опаснее - как нагнетатель пугающей безысходности. По данным соцопросов, рост цен и тарифов устойчиво занимает первое место в перечне тревог и негативных ожиданий казахстанцев. Коммунальные платежи забирают от трети и более доходов подавляющего большинства семей, предприятий малого и среднего бизнеса, а это, извините, близко к пределу.
F: Участники недавнего митинга в Астане против повышения тарифов заявили, что коммунальные услуги не должны превышать больше 10% от доходов населения. На ваш взгляд, какой должна быть эта цифра?
- Да, где-то 10% от всей потребительской корзины, это нормально. Конечно, в той же Европе тепло, вода и электричество дороже наших, то там как раз соблюдается та самая «десятина» - по сравнению с заработками и пенсиями.
F: Почему государство сменило милость на гнев и перестало «тормозить» рост тарифов?
- Вопрос хороший. Ведь еще 3-4 года назад государство как тарифный регулятор сдерживало «коммуналку». Теперь большая часть тарифного роста является следствием сознательно выбранной и запланированной на длительный срок государственной тарифной политики. Начало этой политики относится к 2008-2009 годам, когда на мировой финансовый кризис 2007-2008 годов наложились два внутриказахстанских фактора.
Во-первых, кривые падения располагаемых мощностей электроэнергетических и тепло-водо-снабжающих систем из-за старения пересеклись с линиями роста потребительских нагрузок. Поэтому в повестку государственного тарифного регулирования встал вопрос дозагрузки тарифов еще и затратами на замену оборудования и перекладку сетей, а также на новое строительство. Параллельно правительству пришлось приступить к крупным нетарифным бюджетным вложениям в энергетику, а также системы ЖКХ Алматы, Астаны и еще ряда крупных или проблемных городов.
Во-вторых, проблемы БТА Банка и ряда других финансовых институтов остановили непрерывно растущие до того внешние заимствования, система коммерческих банков перестала насыщать экономику новыми кредитами. Правительству пришлось взять на себя суррогатное финансирование несырьевого и неторгового секторов. Программы ФИИР и «Дорожная карта бизнеса» оказались нацеленными не столько на «форсированное индустриально-инновационное развитие», сколько на элементарное поддержание производственной и строительной жизнедеятельности.
Все это вместе перевело привычно профицитный и недоосваиваемый бюджет в дефицитный. Главной проблемой для кабмина стала нехватка ресурсов для решения задач, не терпящих отлагательств.
F: И где правительство решило изыскивать средства?
- Давайте посмотрим на принятые в то время «Программу модернизации ЖКХ до 2020 года» и «Программу развития электроэнергетики на 2010-2014 годы» - и все станет ясно. Эти программы зафиксировали критическую изношенность и недоинвестированность электроэнергетической и коммунальной отраслей, а также отразили «двойное» видение правительством путей решения проблемы. С одной стороны, это признание необходимости продолжения массированного вложения бюджетных средств. С другой - ставка на массированную «инвестиционную» дозагрузку тарифа. Вот это и есть ключевой момент, когда государство в принудительном порядке через тарифы заставило потребителя инвестировать «коммунальщиков».
Объективно ситуация действительно драматическая. В той же «Программе модернизации ЖКХ» были выделены такие основные проблемы коммунальной инфраструктуры. Это:
- высокий уровень износа инженерных сетей и сооружений;
- низкий уровень обеспеченности приборами учета потребления ресурсов;
- технологическая отсталость отрасли, в том числе слабая практика применения инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий, и мероприятий;
- недостаточные объемы финансирования проектов по реконструкции сетей и сооружений из внебюджетных источников.
Так, 63% всех тепловых и водопроводных сетей были признаны нуждающимися в замене и ремонте. Из-за чего, в частности, теряется 11,6 млн Гкал, или 17,5% от общего количества отпущенной тепловой энергии.
Интересно посмотреть, сколько и откуда запланировано взять денег:
Объем финансирования по Программе модернизации ЖКХ (млн тенге)
|
2011-2015 гг. |
2011-2020 гг. |
Республиканский бюджет |
237 263 |
533 302 |
Местный бюджет |
6 500 |
18 109 |
Средства предприятий (то есть - тарифы) |
184 899 |
452 406 |
Средства граждан |
22 372 |
95 556 |
Всего |
451 034 |
1 099 373 |
Как видим, из необходимого 1 трлн тенге государству (через бюджет) и населению (через тарифы) предстоит скидываться примерно пополам.
Продолжение читайте здесь.