Базовые проблемы экономики Казахстана. Часть 3

Forbes.kz завершает публикацию серии материалов экономиста Жангира Рахжанова, посвященных поиску выхода из сложившейся в Казахстане экономической ситуации

Фото: kommersant.ru

Окончание. Начало см. здесь и здесь.

Мы уже выяснили, что в Казахстане четыре базовые проблемы мешают реформированию нашей экономики.

- отсутствие политической конкуренции;

- построение «социального» государства в ущерб конкурентоспособности страны и бизнеса;

- государственный капитализм;

- «ручное управление» экономикой.

В этой статье речь пойдет о последней проблеме, которую мы еще не обсудили – государственном капитализме.

Опять виновато «ресурсное проклятие»

Одной из важнейших концептуальных причин казахстанского кризиса является непрерывный рост государственного капитализма. Вместо ускоренного развития частной инициативы, свободной конкуренции и полноценных  рыночных отношений, в период высоких цен на нефть государство строило госкапитализм, при этом даже с некоторыми элементами социализма.

Ключевой характеристикой государственного капитализма является высокая доля государства в рыночной экономике. В тучные годы государство, используя большой поток нефтедолларов, непрерывно наращивало свою долю в рыночной экономике, несмотря на ряд программ по приватизации. То есть туда, где должен править бал частный бизнес, приходило государство и скупало активы.

На сегодня доля государства в рыночной экономике у нас почти в три раза больше, чем в развитых западных странах. По информации Минфина РК, капитал, подконтрольный государству, составляет 43% по отношению к ВВП, тогда как в странах ОЭСР эта цифра в среднем составляет 15%.

Только представьте себе: если мы хотим приблизиться к развитым странам по доле государства в экономике, нам придется как минимум в три раза сократить размер ФНБ «Самрук-Казына». А ведь в него входят такие монстры, как «КазМунайГаз», «Казахстан Темир Жолы», «Казатомпром», «Самрук-Энерго», а также KEGOC (электрически сети), «Эйр Астана», «Казпочта», «Таукен Самрук» (горнорудный сектор). А еще есть два отдельных крупных национальных холдинга – «Байтерек» и «Казагро».

«Сломать» госкапитализм

Государство не должно заниматься бизнесом. Госкапитализм и полноценные рыночные отношения в принципе несовместимы. Госкомпании менее эффективны, чем частные. Из-за своей неэффективности они являются пожирателями денег налогоплательщиков. Помимо того, что государственный бизнес сам неэффективен, он создает вокруг себя среду, где отсутствуют реальная конкуренция и нормальные рыночные отношения. Структурные реформы в целом проводятся для того, чтобы государство смогло помочь бизнесу стать конкурентоспособным. Если государство само владеет большей частью бизнес-активов, теряется смысл таких реформ.

Чтобы вернуться на рельсы рыночных отношений и уйти от госкапитализма, у нас есть только один путь - кардинальная приватизация.

Приватизация является ключевым элементом структурных реформ. Главными целями приватизации являются:

- снижение доли государства в рыночной экономике;

- усиление роли частной инициативы и конкуренции;

- привлечение иностранных инвестиций;

- развитие рынка ценных бумаг;

- увеличение эффективности приватизируемых компаний;

- снижение госрасходов на поддержку госкомпаний, и так далее.

То есть приватизация имеет много важнейших сторон, которые способствуют росту экономики.

Сейчас главным аргументом против приватизации является то, что в связи с кризисной ситуацией в Казахстане, стоимость продажи приватизируемых активов будет очень низкой, по сравнению с периодом высоких цен на нефть.

На сегодня я вижу проблему в том, что и у правительства, и у населения, и у экспертов двоякое отношение к приватизации. Кто-то за, а кто-то против. Хуже того, сейчас уже ясно ощущается противодействие приватизации, как со стороны некоторых чиновников, так и со стороны представителей Самрук-Казына. С их точки зрения, приватизация – это потеря своего влияния над громадной частью экономики.

По моему мнению, низкая стоимость приватизируемых активов не должна быть препятствием для приватизации. Низкие цены на нефть могут продержаться еще долго, однако отсрочка приватизации может крайне негативно сказаться на ходе всех остальных структурных реформ и на стимулировании роста несырьевой экономики Казахстана.

Я считаю, что приватизацию необходимо проводить очень жестко, в ускоренном порядке, продавая объекты по любой цене и без оглядки на сохранение рабочих мест (по поводу безработицы смотрите здесь). Если не находятся инвесторы для приватизируемой компании, её надо ликвидировать. Если в ней есть ценные активы, их можно продать по отдельности.

Необходимо получить четкие планы правительства (с цифровыми выкладками) о том, как оно собирается выполнить поручение президента: «до 2020 доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП». По моей оценке, даже полноценное выполнение новой программы приватизации не позволит правительству выполнить это поручение.

Необходима реальная трансформация ФНБ «Самрук-Казына»

Поскольку основные государственные бизнес активы входят в состав ФНБ «Самрук-Казына», то для борьбы с противодействием приватизации необходимо провести реальную трансформацию этого госхолдинга, так, чтобы он стал по-настоящему похож на образцовый сингапурский фонд Temasek Holdings.

Главное отличие Temasek Holdings от «Самрук-Казына» в том, что он полностью независим от правительства Сингапура. Совет директоров Temasek Holdings состоит из 9 членов, причем 8 из них являются независимым директорами. Каждый такой директор по-настоящему независим от правительства и имеет большой опыт управления бизнесом или портфелем инвестиций в частном секторе. Именно независимый совет директоров, а не правительство, утверждает стратегию фонда, назначает председателя правления и принимает решения по всем остальным стратегическим вопросам. При такой структуре управления правительство Сингапура не может использовать фонд в своих целях, как это происходит у нас.

Уже очень давно правительство Сингапура не вкладывало средства в капитал Temasek Holdings и никогда не кредитовало его по субсидированным ставкам. Фонд получает деньги только на фондовом рынке по рыночным ставкам. Temasek Holdings не участвует в правительственных программах индустриализации и диверсификации или развития МСБ и другого частного бизнеса. Этим в Сингапуре (как это и должно быть) занимаются институты развития, аналогичные нашему НУХ «Байтерек». Фонд ни под каким видом не участвует в социальных программах правительства (это всё проходит только через госбюджет).

Исходя из опыта Temasek Holdings, предлагается сделать фонд «Самрук-Казына» таким же полностью независимым от правительства. Председатель правления самого фонда и главы нацхолдингов внутри него должны назначаться независимым советом директоров на основании аналогичного опыта работы в частном секторе.

Правительство должно прекратить финансировать «Самрук-Казыну» в любой форме. Если же будет очень трудно найти достаточное финансирование в тенге на фондовом рынке, правительство может профинансировать ФНБ только через биржу, только по рыночным ставкам и только при участии других инвесторов.

Перед новым руководством фонда должна быть поставлена жесткая задача по продаже активов в соответствии с программой приватизации. Все деньги, полученные от приватизации, должны немедленно выводиться из ФНБ в виде дивидендов и поступать напрямую в Нацфонд. Из Нацфонда приватизационные деньги могут идти только в бюджет, на цели согласно утверждённой экономической политике.

Если «Самрук-Казына» сможет снизить свой капитал до 2020 хотя бы наполовину, то половина капитала на сегодня – это примерно $14 млрд. Даже если из-за низких цен государство получит хотя бы половину этой суммы, этого все равно будет вполне достаточно, чтобы в кризисное время снизить налоговую нагрузку для стимулирования роста экономики и частного бизнеса.

Социальные и имиджевые государственные проекты, а также инфраструктурные проекты, не приносящие прибыли по своей природе, должны быть выкуплены у фонда за счет средств госбюджета.

Все проекты, связанные с индустриализацией (даже незавершенные), должны продаваться частным инвесторам даже в убыток. Если нет частных инвесторов, такие индустриальные проекты надо просто ликвидировать.

НУХ «Байтерек» или другие институты развития не должны участвовать в покупке индустриальных проектов «Самрук-Казыны», если в нем не будет контрольного владения частного инвестора. В целом, с точки зрения снижения участия государства в управлении бизнес-активами, очень важно пересмотреть принципы работы институтов развития, таких, как «Байтерек» и «Казагро».

Приватизировать ЕНПФ,  ускорить IPO и провести ваучерную приватизацию

Для стимулирования роста экономики крайне важно развитие рынка ценных бумаг (РЦБ). В настоящее время он в Казахстане практически мертв. Это произошло по трем причинам:

1. Государством был устранен очень важный сектор институциональных инвесторов – частные пенсионные фонды. Их объедение в ЕНПФ привело к исчезновению главных игроков на нашем РЦБ, что, в свою очередь, практически до нуля снизило конкуренцию и рыночные отношения на нем.

2. Другой причиной падения РЦБ стало невыполнение планов по программе «Народного IPO».

3. Последней причиной падения казахстанского РЦБ стало недоверие к тенге и перевод свободных средств бизнеса и населения в иностранную валюту.

Чтобы сдвинуть развитие фондового рынка с мертвой точки, предлагается, в рамках снижения доли государства в рыночной экономике признать ошибку в создании ЕНПФ и вернуться к системе частных пенсионных фондов. Для этого необходимо будет разделить ЕНПФ на части распродать их между разными инвесторами.

Также предлагается, не дожидаясь создания Международного финансового центра в Астане, ускорить вывод на IPO всех компаний из списка новой программы приватизации.

Большой толчок развитию РЦБ и института частных инвесторов в Казахстане может дать частичная ваучерная (бесплатная) приватизация для населения. Для населения это будет своеобразное одноразовое распределение государственных богатств, вложенных в фонд «Самрук-Казына». От этого наибольшую выгоду получат беднейшие слои населения, что даст положительный социальный эффект.

Но самое главное, это сделает приватизацию массовой и активизирует частную инициативу и финансовую грамотность населения. Важнейшим и главным результатом такой приватизации станет существенное стимулирование роста рынка ценных бумаг. В условиях стагнирующей экономики это создаст значительное оживление, причём не только на финансовом рынке, но и во всей экономике в целом.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
12369 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
14 ноября родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить