ВВП Казахстана в 2016 будет повышен вручную

17662

Вливание дополнительных 240 млрд тенге в экономику и увеличение добычи нефти должны остановить спад ВВП и переключить его на рост. Но правительство вливает в экономику больше, чем рассчитывает получить

Фото: pikabu.ru

Минус на плюс

Даже не дождавшись завершения первого полугодия и подведения его итогов, власть приняла решение в ручном режиме перевести экономику из режима спада в режим роста, пусть хотя бы условного.

Для государства позитивное значение ВВП – сейчас вопрос принципа. Это нужно и для населения, которое после событий в Актобе должно увидеть, что государство контролирует ситуацию везде, в том числе в экономике. Это нужно и для внешней аудитории. Премьер-министр Карим Масимов на совещании в правительстве 14 июня заявил, что «ряд внешних инвесторов выражает определенную обеспокоенность по ситуации в Казахстане и сохранности внутренних инвестиций».

 Можно предположить, что обеспокоенность инвесторов связана с терактами в Актобе, то есть физической безопасностью активов. Но нельзя отрицать и того, что волнения инвесторов вызваны и спадом в экономике, который внушает пессимизм касательно перспектив капиталовложений.

Словом, правительству кровь из носу нужно остановить спад ВВП и добиться его роста. Если бы не последние события, то государство, возможно, еще бы пождало, пока «само рассосется». Министерство национальной экономики прогнозирует, что к тому и идет.

«За январь-май у нас итоги показывают, что снижение замедлилось. Если по итогам января-апреля, вы помните, снижение ВВП было 0,4%, то январь-май – 0,2%. То есть за месяц мы две десятых процента отыграли, и у нас ожидание, что к июню экономика выйдет на нейтральный уровень», - сообщил глава ведомства Куандык Бишимбаев.

Понятно, что всему причиной стало подорожание нефти, которая с начала года подскочила в цене уже на 50%. Если нефть продолжит расти или хотя бы останется на таком же уровне, есть все шансы, что ВВП перейдет в «зеленую зону». На этом, собственно, и основаны все надежды на рост экономики. Но все же правительство решило подстраховаться, включив два испытанных ручных метода.

Качать через «не могу»

Во-первых, оно намерено подкрепить ценовой рост нефтянки физическим, потребовав увеличить добычу с запланированных 74 млн тонн до 75 млн тонн. Для «Казмунайгаза» или другой отдельно взятой компании выдать лишний миллион тонн весьма затруднительно (компания РД КМГ в первом квартале вообще не нарастила производство). Но если «раскидать» на всех производителей понемногу «капиталистических обязательств», то можно и набрать искомый миллион тонн «черного золота» – а это плюс $360-370 млн только прямой добавки к ВВП, не считая сопутствующей от транспортировки, хранения, нефтесервиса.

Также глава кабмина поручил уже в октябре запустить добычу на месторождении Кашаган. Поручение было сформулировано достаточно жестко, однако оно имеет больше психологический эффект. Ведь этот срок и так ранее назывался самим консорциумом, а главное, что запуск добычи – это крайне растяжимое понятие. Здесь на самом деле срок ничего не значит без объема.  Вряд ли вариант начала добычи по 5 тыс тонн в месяц с октября лучше, чем стабильная добыча по 50 тысяч тонн с января следующего года. Словом, не приходится сомневаться, что в октябре на Кашагане символически открутят вентиль и объявят о начале добычи, но ее объемы и ее рентабельность при нынешних ценах – совсем другой вопрос.

Поддержка больше прибыли

Во-вторых, дополнительные вливания будут сделаны для стимулирования несырьевых секторов. Всего ассигнуется  240 млрд тенге, источником которых, как сообщается, стала «экономия средств». На каких бюджетных программах удалось сэкономить, осталось за кадром.

Также мало конкретики пока и по направлениям расходования. Известно лишь, что эта четверть триллиона пойдет на поддержку малого и среднего бизнеса, кредитование и реализацию программы индивидуального жилищного строительства, инфраструктурные проекты, включая паромную переправу в порту Курык и модернизацию столичного аэропорта. Иными словами, речь идет все о тех же направлениях, через которые государство привыкло стимулировать экономику.

При этом заявлено что «эффект от предпринимаемых шагов дополнительно составит 0,4% к планируемому уровню роста экономики в 2016 году». Но если учесть, что ВВП Казахстана в прошлом году составил 40 трлн 878 млрд тенге, то 240 млрд - это 0,6% от этой суммы. Получается, что, вливая в экономику 0,6% ВВП, мы надеемся получить рост 0,4% ВВП. Несколько странный, согласитесь, бизнес…

Конечно, в итоге ручное управление при сохранении нынешней динамики цен на нефть вполне  может обеспечить увеличение ВВП. Однако оно не скроет главного – отсутствия модели экономического роста в новых экономических условиях. К решению этой задачи мы даже не начали подбираться. Да что там – даже не начали обсуждать. Сейчас данная задача явно на заднем плане, на фоне выполнения «ручных» установок. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить