Как высокие технологии помогают побеждать в парусном спорте
6 этап престижной серии парусных гонок Extreme Sailing Series стартовал в четверг, 20 августа, в Санкт-Петербурге. В одном из заплывов команды SAP Extreme Sailing Team приняла участие заместитель главного редактора Forbes.kz Анастасия Новикова
Международная серия соревнований Extreme Sailing Series, которую называют «Формулой 1» в парусном спорте, проводится с 2007, но уже успела завоевать популярность среди профессиональных спортсменов и зрителей. Яхтсмены соревнуются на быстрых и легких 40-футовых парусных катамаранах в формате «стадионных гонок» - это значит, что борьба разворачивается прямо на глазах у зрителей.
В 2015 этапы Extreme Sailing Series проходили в Сингапуре, Германии, Омане, Китае, Великобритании. С 20 по 23 августа гонки проходят в акватория Невы у пляжа Петропавловской крепости. Впереди — Турция и Австралия.
Сейчас в Extreme Sailing Series принимают участие 8 команд:
- GAC Pindar (Австралия);
- Gazprom Team Russia (Россия);
- Lino Sonego Team (Италия);
- Oman Air (Оман);
- Red Bull Sailing Team (Австрия);
- SAP Extreme Sailing Team (Дания);
- Team Turx (Турция);
- The Wave, Muscat (Оман).
Уникальные катамараны Extreme 40, которые производятся только на верфи Marstrom Composites в Швеции, полностью сделаны из углепластика (есть даже тончайшая прослойка этого материала между двумя слоями парусины). Это позволяет парусникам разгоняться до скорости, в два раза превышающей скорость ветра.
- Это невероятная скорость, учитывая, что на катамаране никакой электроники и механики — мы идем только под парусами, - рассказал журналистам перед началом гонки шкипер SAP Extreme Sailing Team Расмус Костнер. - Когда мы идем против ветра, разворачиваем парус площадью 100 кв.м. Когда идем по ветру, добавляем еще один парус, площадь которого — 78 кв.м. Два паруса вместе равны по площади теннисному корту. При этом вес судна сопоставим с весом автомобиля Mini Cooper.
Команда Расмуса Костнера когда-то начинала с последнего места, однако в этом году по результатам предыдущих пяти этапов уступает лишь оманской The Wave, Muscat. Одной из главных составляющих успеха Расмус считает слаженность работы команды (в Extreme Sailing Series это 5 человек).
- Во время гонки приходится тяжело трудиться, и нам некогда разговаривать. Поэтому наши тренировки сводятся к доведению действий до автоматизма. Мы снова и снова прорабатываем различные ситуации, чтобы в нужный момент не растеряться, - объяснил яхтсмен.
Еще одной из составляющих успеха Расмус считает применение высоких технологий. Команда использует аналитические решения — SAP Business Objects Explorer, SAP Crystal Reports и платформу SAP HANA.
- Основной фактор, влияющий на гонки — это невидимый, неконтролируемый и непредсказуемый ветер. Решения позволяют следить за ветром в режиме реального времени, а также, основываясь на других данных, помочь проложить оптимальный курс, - сообщил шкипер. - 1 час на воде — это 3 часа анализа. Конечно, во время соревнований мы не можем общаться с тренером и нам запрещено иметь на борту электронику. Но перед стартом у нас есть возможность выработать свою стратегию. И я чувствую себя увереннее, когда принимаю решения, основываясь на полученных данных.
Кроме того, решения позволяют судьям и зрителям понимать, как разворачивается борьба (SAP в 2015 выступает в качестве официального технического партнера всей серии гонок).
- Эти решения не сделают вас лучшим яхтсменом — технологии успешны, только когда за ними стоит человек, - подчеркнул яхтсмен.
Организаторы предложили мне тоже поучаствовать в гонках (это не запрещается правилами). После короткого инструктажа, суть которого сводилась к одному — не мешать, я подъехала на моторной лодке к катамарану. Яхтсмены указали мне мое место — надо было лечь на сетку, натянутую между двумя поплавками, крепко держаться и не поднимать высоко голову (парус — прямо надо мной). Так что я не ходила под парусом, а лишь лежала под ним.
Дали старт. За 10 минут, что шел заплыв, мы сделали несколько кругов перед зрителями. Расмус отдавал короткие команды, спортсмены молниеносно перемещались с одного поплавка на другой, раскрывали второй парус и через минуту уже вновь собирали его, а в какой-то момент поставили катамаран под углом 45 градусов к воде (тогда стало понятно, почему эти гонки называются экстремальными). Брызги летели в лицо, скорость была такой, словно у парусника все-таки есть мотор. И хотя с поставленной задачей - не мешать - я справилась, в этом круге SAP Extreme Sailing Team пришла лишь шестой.
Общий результат 6 этапа Extreme Sailing Series
Примечание. Автор благодарит за организацию поездки SAP и лично Елену Попову и Алину Степанову.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram