Город, которого еще нет: как бизнес обживает Алатау Сити
Forbes Kazakhstan изучил громкий урбанистический проект
Корреспонденты Forbes Kazakhstan отправились в Алатау Сити — пока еще будущий, если не по статусу, то по содержанию — новый город, чтобы понять, станет ли этот большой проект городом для бизнеса.
Точка на карте
Если выехать из Алматы в сторону Конаева, то в Алатау Сити можно попасть практически сразу же: его граница примыкает к южной окраине мегаполиса. Территория, которую на картах очертили как новый город, «расплылась» на 48 км вдоль Капшагайской трассы. Мы отправились в путь, захватив рендеры от разработчиков генплана Алатау Сити — Almaty region master plan, чтобы сравнить реальность с фантазией архитекторов.
Легкая дымка позднеоктябрьского дня делает пейзажи по обе стороны от трассы похожими друг на друга. Наша первая точка связана с бизнесовым районом — Growing. Найти ее непросто, если не вооружиться навигатором и Google Earth: опознавательных знаков нет. Вживую будущий центр промышленности и логистики пока представляет собой поле, поросшее порыжевшей травой. Совсем скоро этот пейзаж станет «цивилизованным» и индустриальным, и большим птицам, которые с высоты наблюдали за тем, как мы фотографируем колючки, будет тесно в одном небе с птицами другого полета — аэротакси.
Земля обетованная
В Алатау Сити активно завлекают бизнес — и зарубежный, и казахстанский. СЕО управляющей компании СЭЗ Alatau Жанибек Саурбек обещает: до конца этого, 2025-го, года в специальную экономическую зону «заселятся» еще 12–13 компаний, они уже подали документы. Еще 30, говорит он, стоят в очереди вторым батальоном. В их числе — сахарный завод с инвестором из ОАЭ, китайский инвестор, который хочет вложить $100 млн в строительство жилых и бизнес-центров, проект по сборке трициклов. В 2026-м сюда хотят привлечь минимум $2–3 млрд инвестиций. Пока же в СЭЗ прописались только четыре игрока: ТЛЦ «Жетыген», Mars Petcare Kazakhstan, завод гофрированной бумаги Sunny Paper и производитель изделий из волокнистого и асбоцемента Etasa Fiber. Не так много для двух лет существования зоны. «Есть такая проблема, — соглашается Саурбек. — Проектов меньше, чем мы ожидали. Это из-за отсутствия земли у нас на балансе и проблем с инфраструктурой».
Земли в СЭЗ — 96,5 тыс. га: степь, овраги, бывшие поселки. Часть территории занята частным сектором. «У нас нет идеи массово скупать землю и выселять людей», — уверяет Саурбек. И вообще, СЭЗ выкупом земли не занимается, это делает государство и потом передает на баланс управляющей компании. «За два года мы провели ревизию земли, «перетрясли» все кейсы, посмотрели собственников, юридические титулы по каждому участку — где крестьянское хозяйство, где объект промышленности. Неиспользуемые земли вернут государству, потом передадут нам. В ближайшее время эта работа даст плоды». Те же участники, которые арендуют землю в СЭЗ под свои проекты, потом смогут ее выкупить, и не по рыночной, а по кадастровой стоимости. Главное — проект должен состояться. Это та «плюшка», которой инвесторов заманивают в Alatau. «Но сейчас, — говорит собеседник, — участники приходят в основном со своей землей. У нас на балансе земли почти нет».
Логика города
Mars — один из тех бизнесов, кто уже «приземлился» в специальной экономической зоне. Хотя изначально его ОКЭД для этого не подходил. Есть список из 16 видов деятельности, которым двери СЭЗ открыты: производство картона, строительство жилых зданий и бизнес-центров, консервирование рыбы, легкая промышленность и т. д. «Эти ОКЭД не отвечают всем потребностям города, поэтому перечень мы расширяем», — комментирует Саурбек. Есть опция: бизнесмен или инвестор может ходатайствовать о включении его вида деятельности в СЭЗ Alatau — самостоятельно или через управляющую компанию. И может получить разрешение, если бизнес вписывается в логику города: на территорию Алатау нельзя заходить «грязным» производствам, металлургии и пр.
Компании Mars такую «визу» дали. В Алатау мировой гигант будет производить корма для кошек и собак. «Документы на землю готовы, с нами подписан договор, компания стала участницей специальной экономической зоны», — говорит глава управляющей компании. ТОО зарегистрировали в апреле 2025-го. В акимате Алатау нам дали информацию, что проект стоит 77 млрд тенге, его начали в 2025-м и планируют завершить в 2027-м, создадут примерно 200 рабочих мест. В самой Mars Inc. комментарии давать отказались.
Пока еще «село»
За тем, как идут дела с проектом другого мирового гиганта в Алатау Сити — PepsiCo, бизнесмен Марат Баккулов может наблюдать, образно говоря, через окно: производитель продуктов питания теперь практически его сосед. «Когда еду к себе на завод, проезжаю мимо них. Они строятся, оборудование, кажется, уже купили», — говорит бизнесмен.
Сам Баккулов начал работать в Алатау задолго до того, как эту территорию назвали городом и дали ей особый статус. Сюда, в село Коянкус Алматинской области, он когда-то перевез из гаража свой Алматинский вентиляторный завод (АВЗ). «Когда мы строили этот завод в 2012-м, искали участок в сторону Капшагая (теперь — Конаева), чтобы с рабочей силой было легче. На этом месте, где мы обосновались, когда-то собирались делать индустриальную зону. Мы построились первые. Потом появился сосед. А потом еще — Dolce-Pharm, это производитель медизделий, они в Ынтымаке землю взяли, еще строятся».
«Ощущаете на себе, что Алатау получил особый статус и станет совершенно другим городом?» — задаю вопрос. Собеседник отвечает: «Я ничего не заметил пока». В свое время электричество для АВЗ провело государство, воду и газ — сам бизнесмен. Канализации до сих пор нет, ее нужно тянуть 5 км. «В СЭЗ мы тоже не попали. Так что никакой разницы не почувствуем ни в налогах, ни в чем-то еще, пишем письма уже полгода… Из плюсов могу отметить, что это все еще «село», оттого что эта территория стала городом, продукты не подорожали. И с линейным персоналом, рабочими проще. Инженеров, правда, приходится возить из Алматы, для продажников открыли офис в городе, потому что сюда никто не хочет ездить. Но местный персонал тоже начинают разбирать: Dolce есть, солодовенный завод построили, FRUTTA рядом есть, и вот Pepsi строится — мы переживаем, что они много людей заберут».
«Чипсовый» картофель
PepsiCo строит в Алматинской области свой первый в Центральной Азии завод по производству снеков. Стартовали в июне 2024-го. Генеральный менеджер по Центральной Азии Владимир Тиранов не скрывает: Алатау привлек удачным расположением (Алматы и ключевые транспортные артерии близко, логистика будет своевременной). И трудовыми ресурсами Алматинской агломерации: компании «потребуется множество сотрудников разного уровня квалификации». Офис при этом останется в Алматы (так удобнее белым воротничкам), а в Алатау будет офисно-производственный комплекс PepsiCo — с управленцами, инженерами, лаборантами и теми, кто занят на производстве.
Выпускать здесь планируют в основном чипсы Lay′s. Закупать сырье — картофель — хотят по максимуму у местных аграриев и уже отобрали 15 фермерских хозяйств, которые станут партнерами PepsiCo по агропрограмме. К 2035 году компания будет забирать более 200 тыс. тонн картофеля в год, причем не обычного, столового, а особого, специальных «чипсовых» сортов.
«Мы смотрим на Казахстан как на наш будущий производственно-экспортный хаб: продукция с нового предприятия будет поставляться и в другие страны Центральной Азии. В течение нескольких лет с момента запуска продажи чипсов в Казахстане будут на 100 % обеспечиваться именно этим заводом», — делится планами собеседник. За время стройки компания решила сделать проект масштабнее, то есть завод будет больше, чем хотели делать изначально. Потому и инвестиции в проект выросли — с $160 млн до $368 млн. Это позволит утроить объем выпускаемой продукции.
В техническом режиме завод запустят весной, в боевом — летом 2026 года.
На вопрос, есть ли в Алатау недостатки, Тиранов отвечает так: «Вряд ли можно говорить о каких-либо «недостатках». Освоение любой новой площадки (а мы ведем строительство с нуля) требует решения множества вопросов — юридических, земельных, инфраструктурных. Это достаточно сложно, но реализуемо».
Pepsi, кстати, участником СЭЗ не стала. «Они хотели. И мы, конечно, не против таких больших имен в нашей «копилке». Но считаем, что если компания платит налоги, пусть платит, это же нормально. К тому же у пищевой промышленности, у сельхозпроизводителей и без того много субсидий и дотаций от государства. Минсельхоз им дает инструментарий не хуже, может быть, даже лучше, чем в СЭЗ, — говорит Жанибек Саурбек. — И из действующих предприятий, которые уже работают в Алатау, кстати, мы никого не «переманиваем», у нас не такая задача».
Двигаемся дальше. Наш путь лежит через бывший населенный пункт Жетыген, и о том, что скоро мы окажемся на его территории, извещает большая голубая конструкция с надписью Jetigen. «Видимо, это главная улица здесь», — замечает кто-то из нашей съемочной группы, когда мы «рассекаем» по местному стриту, глядя на маленькие старые строения, магазинчики, мечеть (ее любят фотографы), дома в стиле областного шика… Нас ждут еще в одной компании.
Эпицентр логистики
51 га земли Алатау принадлежит компании миллионера Марата Сарсенова (№ 47 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan) — «Исткомтранс», которой он владеет вместе с Steinhardt Holding N.V. Эту землю занимает ТЛЦ «Жетыген».
«Ну что, Василич, по классическому маршруту?» — наш провожатый обращается к водителю микроавтобуса, в котором нас будут возить с экскурсией по территории ТЛЦ «Жетыген», и тот привычно кивает в ответ. Транспортно-логистический центр — первый «обитатель» СЭЗ Alatau, а потому гостей здесь принимают нередко: потенциальным инвесторам, особенно иностранным, рассматривающим СЭЗ как место своего расположения, интересно изучить, как все устроено у компании-старожила.
«Выбор локации был стратегическим решением, — рассказывает по пути генеральный директор «Исткомтранса» Алмас Абайдельдинов. — Алматы — крупнейший транспортный узел, но уже сильно перегруженный». Терминал находится в 35 км от города и 293 км от Алтынколя (Хоргос): перенаправление части грузопотока сюда снизило нагрузку на городскую инфраструктуру. И клиентам плюс: не приходится стоять в очереди.
В ТЛЦ инвестировали примерно 10 млрд тенге, половина из которых собственные: купили земельные участки, построили ж/д и прочую инфраструктуру.
«Когда мы начинали проект, на этой территории не было ни города Алатау, ни самой СЭЗ. Фактически мы пришли на «чистое поле». Первоначальная концепция предусматривала наличие базовых коммуникаций — электричества, газоснабжения и автодорог. Электричество уже было, но для роста терминала мощностей не хватало, поэтому мы поставили три трансформаторные подстанции. Сейчас акимат проводит новую электромагистраль на 4 МВт и строит отдельную линию газоснабжения непосредственно до нашего ТЛЦ. Автомобильная дорога на нашем балансе, мы ее поддерживаем в рабочем состоянии, — рассказывает Абайдельдинов. И добавляет: — Было бы неплохо, если бы единая управляющая структура курировала подведение коммуникаций под ключ, это ускорило бы реализацию проектов и повысило бы привлекательность СЭЗ для иностранных инвесторов».
Из 51 га земли «Жетыген» уже освоил 20. Большая площадь дала возможность делать инфраструктуру сразу так, чтобы это было удобно. Например, погрузочно-разгрузочный фронт — 1150 метров. Значит, поезд с контейнерами можно перегружать сразу целиком, не «разбивая» на кусочки, и на это уходит всего две смены. Мы приезжаем на площадку, где загружают и выгружают контейнеры. Под ногами — аэродромные плиты: они прочные, выдерживают тяжелую технику. Удается увидеть, как ричстакер — специальный погрузчик — цепляет контейнер и аккуратно, не торопясь «телепортирует» его в нужное место. 40-футовых контейнеров здесь помещается 4000. ТЛЦ принимает и обрабатывает все — от легковых автомобилей, запчастей и спецтехники до строительных материалов, зерновых и даже нефтяного кокса. На экспорт отправляется казахстанская агропродукция: ячмень, семена льна, сафлор, пшеница и кормовая мука. Клиенты — в странах СНГ, Юго-Восточной и Центральной Азии, в Китае.
«Мы видим, что спрос со стороны бизнеса на вхождение в СЭЗ есть, — говорит глава компании. — Больше всего эта территория подходит тем, кому важна логистика: производителям, экспортерам, дистрибьюторам. Здесь будет удобно тем, кто хочет сократить время оборота продукции и быть ближе к международным путям доставки, особенно к рынкам Китая и стран СНГ». Соседей, которые станут партнерами по развитию общего экосистемного хаба, здесь очень ждут.
Где-то на краю света
Станет ли Алатау Сити городом для бизнеса? «Я в это верю, — говорит Жанибек Саурбек. — Это будет большой, перспективный, инвестиционный, инновационный хаб. Для наших будущих поколений это очень хорошая возможность работать и жить, и расти в этом новом городе». По словам CEO управляющей компании, именно поэтому город в первую очередь хотят «заселить» бизнесом: за предприятиями потянутся люди.
В Almaty region master plan считают, что Алатау Сити «очень прицелен» на бизнес. «Благодаря СЭЗ и тематическим дистриктам он может стать настоящим экономическим кластером, особенно для инновационных, логистических и экспортных компаний. Успех зависит от инвесторов: если проект получит крупные «якорные» компании, то это создаст сильный фундамент. Без этого есть риск, что некоторые зоны будут недозагружены», — говорят в компании.
Едем к нижней, как сказали бы алматинцы, границе будущего города. В какой-то момент дорога под колесами авто становится свежезаасфальтированной, еще пара изгибов — и мы на развилке: асфальт «убегает» влево, песочная колея уходит вправо. Совсем близко — частный сектор Конаева. Издалека слышен грохот не то какого-то предприятия, не то стройки.
Побывав на «краю света», возвращаемся в Алматы.