Ученые предупредили о «зомби-вирусах» из Сибири

В мире может возникнуть новая пандемия из-за штаммов вирусов-зомби или микробов Мафусаила, замороженных в вечной мерзлоте Арктики, они могут вернуться из-за глобального потепления и таяния ледников, предупреждают ученые, пишет The Telegraph.

Зомби-вирусами исследователи называют возбудителей болезней, которые были активны в прошлом, но теперь заморожены.

К случаям выявления таких вирусов ученые отнесли обнаружение на полуострове Сьюард на Аляске в 1997 году образца легкого женщины, в нем нашли геномный материал штамма гриппа, вызвавшего пандемию 1918 года. В 2012 году эксперты нашли в 300-летних мумифицированных останках женщины, похороненной в Сибири, генетические признаки вируса, вызывающего оспу. Вспышка сибирской язвы в Сибири в июле—августе 2016-го была связана с таянием вечной мерзлоты во время аномально жаркого лета, что позволило старым спорам Bacillus anthracis выйти на поверхность из старых могильников.

Ученые приступили к планированию арктической сети мониторинга, которая займется выявлением ранних случаев заболеваний, вызываемых древними вирусами. Специалисты создадут систему карантина и квалифицированной медпомощи для инфицированных людей, чтобы предотвратить вспышку и выезд заболевших за пределы региона.

Группа ученых в 2014 году под руководством генетика Жана-Мишель Клавери из Университета Экс-Марсель изолировали живые вирусы в Сибири и доказали, что те все еще способны заражать одноклеточные организмы — после нахождения в вечной мерзлоте на протяжении тысячелетий. Опубликованные в прошлом году результаты дальнейших исследований показали наличие разных вирусных штаммов, которые нашли в семи разных местах в Сибири. Возраст одного образца вируса составлял 48,5 тыс. лет.

Вирусолог объяснял журналу Obserber, что важнейшим качеством вечной мерзлоты является «то, что она холодная, темная и лишена кислорода, что идеально подходит для сохранения биологического материала». «Вы можете положить йогурт в вечную мерзлоту, и он все еще будет съедобным 50 тыс. лет спустя», указывал он.

Однако наибольший риск связан не с таянием вечной мерзлоты, а с исчезновением арктического морского льда, в результате чего вырастет промышленное развитие Сибири, судоходство, будут пробурены «огромные ямы для добычи нефти и руды». «Эти операции высвободят огромное количество патогенов, которые все еще процветают там. Шахтеры будут приходить и дышать вирусами. Последствия могут быть катастрофическими», — резюмировал вирусолог.