Правительство одобрило проект нового бюджетного кодекса

На рассмотрение вносится проект бюджетного кодекса в новой редакции и проект сопутствующего к нему закона, передает миннацэкономики РК.

До начала разработки мы сделали оценку действующего кодекса. Это одно из условий вступления в ОЭСР.

Эксперты МВФ присвоили действующему Бюджетному кодексу оценку – «продвинутый уровень».

Поэтому мы сохранили преемственность с действующим Кодексом, но учли реалии настоящего времени.

Мы проанализировали и структурировали все реформы и тенденции последних лет, поручения президента, посмотрели международный опыт, учли рекомендации международных организаций, Высшей аудиторской палаты, экспертного сообщества.

В новом бюджетном кодексе структурированы разрозненные и фрагментарные положения действующего Кодекса, спущены на уровень подзаконных НПА детализирующие нормы, документ стал рамочным и гибким.

При разработке бюджетного кодекса стояло несколько крупных задач.

Сейчас разрешите остановиться на каждом из них поподробнее.

Согласно действующему законодательству, планирование начинается в феврале-марте и заканчивается 30 декабря, длится 9-10 месяцев.

С учетом установления постоянных базовых лимитов 1 раз на 3 года начинать бюджетный процесс можно с 1 июня после формирования ПСЭР в упрощенном виде – сейчас 15 марта.

Лимиты расходов будут доводиться до 7 июня.

Соответственно срок представления АБП бюджетного запроса сдвигается – в течение 10 рабочих дней со дня доведения лимитов расходов вместо действующего срока до 15 мая.

Сроки внесения проекта закона о РБ в правительство и парламент остаются неизменными – 15 августа и 1 сентября соответственно. По местным бюджетам – аналогично.

Блочное бюджетирование внедрено в рамках упрощения бюджетных процедур, усиления гибкости бюджета и повышения самостоятельности АБП.

Первое. Это оптимизация бюджетных процедур.

Два отдельных документа – бюджетную программу и бюджетную заявку объединяем.

Теперь АБП будут формировать бюджетный запрос, где будет раскрываться информация о нем, составляться паспорт бюджетной программы, расчеты и одним пакетом вносится в уполномоченные органы.

Бюджетная программа не будет согласовываться и утверждаться, а будет подписываться руководителем бюджетной программы, в том числе в электронном формате.

Это усилит ответственность за качество ее составления.

Второе. Предлагается установление блока базовых расходов постоянного характера на 3 года.

Здесь будут текущие адмрасходы госорганов и другие ежегодные постоянные расходы по отдельному перечню. Перечень будет формироваться центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию – минфином.

Данные расходы не будут рассматриваться детально каждый год, если они не меняются.

Учитывая, что базовые расходы составляют порядка 50 – 60% от общего объема бюджета, это значительно разгрузит как АБП, так и уполномоченные органы.

Третье. Блочный бюджет предполагает повышение гибкости и самостоятельности государственных органов внутри процессов планирования и исполнения бюджета.

Для этого видится целесообразным укрупнять бюджетные программы вокруг стратегической цели.

Вводится прямая норма, запрещающая открывать вторую, третью бюджетную программу на одну цель.

Это даст гибкость и самостоятельность в управлении бюджетными средствами для достижения лучшего результата. Позволит достаточно упростить бюджетный процесс, с учетом увеличения объема перераспределения средств между бюджетными программами с 10% до 15% путем корректировки.

Что касается доиспользования.

Предлагается до 1 декабря определять пул расходов по предложениям АБП, которые в этом году не будут исполнены.

Расходы по данному перечню проводить за счет остатков на начало года сразу по наступлению нового финансового года без корректировки бюджета.

Аналогичный механизм и на местном уровне.

Второй крупный блок вопросов касается основ бюджетной политики.

1. В новом Бюджетном кодексе появился новый раздел «Управление государственными финансами». Даны определения бюджетной политике, госфинансам, устойчивости госфинансов, определен уполномоченный орган.

Данный раздел создает базу для анализа состояния государственных финансов и определения налогово-бюджетной политики.

Предусмотрены инструменты управления госфинансами – это в первую очередь бюджетные правила и их соблюдение.

По заимствованию обеспечена консолидация всех долговых обязательств – государственного долга, гарантированного государством долга, гарантий по поддержке экспорта, обязательств по ГЧП, поручительств и долга СКС. Это сделано для их учета и управления ими.

2. Для прозрачности и подотчетности деятельности субъектов квазигоссектора в управлении средствами, выделенными им из бюджета, включается блок норм по их участию в бюджетном процессе. Как на стадии планирования, так и исполнения и отчетности

Консолидирован их долг, даны определение, структура, ограничения, мониторинг и контроль по долгу субъектов квазигоссектора.

3. В целом, в новом бюджетном кодексе усилена транспарентность и подотчетность участников бюджетного процесса.

Основным критерием подотчетности является ответственность за качество проводимой работы и результаты деятельности.

Подотчетность участниками бюджетного процесса осуществляется через заслушивание должностных лиц в представительных органах при защите проекта бюджета и отчета о его исполнении; публикацию и обсуждение документов; проведение госаудита; установление ответственности должностных лиц.

Для субъектов квазигоссектора предусмотрена обязанность публиковать информацию о своих займах и усилена ответственность за использование средств займа.

4. В раздел по управлению государственными финансами включены главы по Национальному фонду и по внебюджетным фондам.

Введено ограничение на использование целевого трансферта из Нацфонда только на критическую инфраструктуру, введены соответствующие критерии.

К критически важным объектам будут относиться строительство, например, завода, который даст рабочие места и дополнительные налоги. Или жизнеобеспечивающая инфраструктура.

К общестрановым – такие, как проект «Комфортные школы», когда одновременно строятся одинаковые объекты на территории нескольких областей.

Отдельной статьей включены положения по «Нацфонду детям». Согласно Концепции управления государственными финансами до 2030 года – это будут целевые требования, ежегодно начисляемые детям до достижения ими 18 лет.

Ограничен объем изъятий из Нацфонда на объем целевых требований.

Следующий блок вопросов – это межбюджетные отношения.

По повышению качества планирования расходов местных бюджетов предлагается следующее.

1. Предлагается определить один базовый документ деятельности акима – план развития региона. Только на основании плана развития должен распределяться бюджет.

В его составе будет разрабатываться инвестиционный план, который будет фундаментом для планирования бюджета и развития региона.

Ключевое здесь, что он будет показывать проблемные и приоритетные зоны в разрезе населенных пунктов на основании данных, имеющихся у всех госорганов.

Теперь при выделении денег будет компактный документ, где видно куда и зачем надо направить деньги. Это будет расписываться до мероприятий с привязкой к индикаторам.

2. С 2026 года предлагается формировать план развития на основании нормативов базовой инфраструктуры.

3. Целевые трансферты на развитие будут направляться только на финансирование критической инфраструктуры и проектов общестранового значения.

4. Конкретизируется порядок планирования трансфертов общего характера.

Чтобы не потерять целевое назначение расходов, которые ранее финансировались целевыми трансфертами, мы выделяем в составе ТОХ целевые субвенции. Они полностью будут планироваться отраслевыми АБП совместно с МФ.

5. И еще одна предлагаемая мера – это усиление мониторинга за использованием республиканских денег МИО, в том числе выделяемых в виде трансфертов общего характера, в том числе за счет усиления ревизионных комиссий.

В новом бюджетном кодексе появились общие требования ко всему бюджетному процессу.

1. Так появился новый раздел – «Основы бюджетирования РК», направленный на усиление принципов БОР.

БОР означает, что каждый тенге бюджета должен быть направлен на достижение конкретного результата.

В связи с чем, заложен концепт, что основой для бюджетирования являются документы СГП – а именно планы развития госорганов/регионов/СКГС.

2. Еще одним условием перехода на БОР является открытость бюджетной информации и подотчетность перед населением.

Подотчетность и транспарентность мы реализуем через публикацию бюджетной документации.

3. По ответственности мы разграничили зоны ответственности должностных лиц и участников бюджетного процесса.

Все это мы вывели в отдельные статьи.

Теперь можно увидеть весь перечень документов, подлежащих публикации, и все виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства в соответствующих статьях.

4. Еще одна новая глава – «Управление результатами».

Это набор инструментов для применения в бюджетном процессе и принятии управленческих решений. Сюда включены определения, требования, виды документов и ответственность по проведению обзора расходов, мониторингу, оценке результатов, а также роль государственного аудита с точки зрения бюджетирования.

Что касается сопутствующего законопроекта.

Внесены поправки для приведения в соответствие с новой редакцией Бюджетного кодекса. Всего затронуто 26 законов.

Отдельный блок поправок касается унификации механизмов ГЧП. Так как концессия – это тоже разновидность ГЧП, планирование и реализация концессионных проектов будет регулироваться законом «О ГЧП», при этом закон «О концессиях» ставится на утрату.

В целом в реализацию нового Бюджетного кодекса будут приняты более 205 НПА. Для эффективного практического применения норм документа необходимо перестроить работу уполномоченных органов, проводящих оценку результатов.

Предстоит задача разработать нормативную основу минимальных стандартов.