11 объектов в Азии, Европе и Южной Америке получили статус глобальных геопарков ЮНЕСКО

1972

Сегодня Исполнительный совет ЮНЕСКО присвоил статус глобальных геопарков 8 объектам, свидетельствующим о большом геологическом разнообразии нашей планеты. Исполнительный совет также принял решение о расширении территории трех из ранее включенных в Сеть глобальных геопарков. Всемирная сеть глобальных геопарков ЮНЕСКО теперь насчитывает 147 объектов в 41 стране.

В Сеть глобальных геопарков ЮНЕСКО вошли следующие объекты:

Кутралькура, Чили

На территории Глобального геопарка ЮНЕСКО Кутралькура, название которого с языка народа Мапуче переводится как «камень» (kura) и «огонь» (kütral), находится один из самых активных вулканизмов в мире. Геопарк расположен в 700 км к югу от г. Сантьяго и достигает западной границы Аргентины на востоке. Территория геопарка охватывает муниципалитеты Куракаутин, Вилькун, Лонкимай и Мелипеуко, в которых проживало коренное население региона два тысячелетия назад. Его знаковыми вершинами являются действующие вулканы Льяйма, Лонкимай, Толуака и Невадос-де-Соллипулли, а также потухший вулкан Сьерра-Невада. Крупные ледяные массивы, когда-то частично покрывавшие эту территорию, значительно сократились за последние 20 тыс. лет.

Фунюшань, Китай — расширение

Глобальный геопарк ЮНЕСКО Фунюшань расположен в восточной части орогенного пояса Циньлин и в зоне столкновения тектонических плит Северного Китая и долины Янцзы. Уникальное геологическое строение и сложная вулканическая активность объясняют богатое геонаследие геопарка, которое включает в себя палеонтологические окаменелости и гранитные образования. Именно в этом регионе исследователи обнаружили образцы окаменелых яиц динозавров, не имеющих аналогов по количеству, распределению и разнообразию. Окаменелости имеют международное значение для изучения палеобиологии и глобальных геологических вопросов, таких как эволюция и вымирание динозавров мелового периода. Характерными особенностями ландшафта Фунюшань являются глубокие пещеры Цзигуань и Тяньсинь, гранитные пики и стены, тектонические скальные образования, водопады и водоемы, сформированные в результате стремительного тектонического подъема.

Цзюхуашань, Китай

Глобальный геопарк ЮНЕСКО Цзюхуашань, название которого переводится c китайского языка как «Девять славных гор», расположен в округе Цинъян китайской провинции Аньхой. На четырех из девяти вершинах расположены священные буддийские храмы, некоторые из которых датируются пятым веком нашей эры. Помимо их религиозного, исторического и культурного значения, эти горы также являются основным источником пресной воды, которая питает систему реки Янцзы. Уникальные и благоприятные геологические условия Цзюхуашаня способствовали процветанию биоразнообразия и культурных традиций региона. В 2016 году природный ландшафт этого района и его религиозные объекты привлекли 9,9 млн. посетителей, что является крупным вкладом в экономику местных общин.

Саньциншань, Китай—расширение

Глобальный геопарк ЮНЕСКО Саньциншань расположен на территории города Шанжао в провинции Цзянси на юго-востоке Китая. Природная красота горы Саньциншань проистекает из сочетания гранитных фигур и растительности в ландшафте, который постоянно визуально меняется из-за метеорологических условий. История Саньциншаня, одного из очагов даосизма, насчитывает более тысячи лет. Здесь хранятся 238 даосских реликвий и расположены другие важные объекты культурного наследия, такие как древние академии, жилища, театр, монументальные залы и многие другие. Этот регион, в котором в основном проживают представители народностей хань и шэ, считается родиной оперы стиля Гань, театра Мадэн и банкета «Хэтанцзю».

Тайшань, Китай—расширение

Глобальный геопарк ЮНЕСКО Тайшань находится в восточной части Северного Китая, в центре провинции Шаньдун. Гора Тайшань, величественно возвышающаяся над многими окружающими ее вершинами, сохраняет богатое культурного наследие, насчитывающее более 5 тыс. лет. Гора имеет важное духовное значение и стала основным туристическим направлением как для местных, так и для иностранных посетителей. Геопарк площадью 158,63 км2  состоит из восьми районов исключительной живописной красоты: Хунмэнь, Чжунтяньмэнь, Наньтяньмэнь, Хоушиу, Таохуаюань, Цулайшань, Ляньхуашань и Таошань. Его уникальное и богатое геонаследие делает этот геопарк природным геологическим музеем.

Имэншань, Китай

Глобальный геопарк ЮНЕСКО Имэншань расположен на восточном побережье Китая, недалеко от города Цзинань, столицы провинции Шаньдун. На территории геопарка находится одна из крупнейших в Азии кимберлитовых трубок, наиболее раннего первичного алмазного месторождения, обнаруженного в Китае. На всей территории ландшафта находятся «Дайгу» – образования, напоминающие по форме замки, а также множество объектов культурного наследия, в том числе дворец Ваньшоу, построенный в эпоху династии Чжоу, павильон Сялоу, который, как принято считать, однажды посетил Конфуций, 1500-летний плакучий кипарис «Маршал», памятник битве под Мэнлянгу и некоторые знаменитые храмы.

Архипелаг Вис, Хорватия

Глобальный геопарк ЮНЕСКО Архипелаг Вис, сформированный из древних скал в Адриатическом море, расположен у побережья Хорватии. Северо-восточная область архипелага имеет большие песчаные отложения, которые, как и несколько уникальных пещер и наземных образований, сформировались во время сильных ветров в Ледниковый период. До внезапного повышения уровня моря около 12 тыс. лет назад эти острова были намного больше и простирались более чем на 32 км. На территории расширения объекта, называемой Мала Палагружа, археологи обнаружили кремниевые карьеры, служившие для производства ранних орудий труда, которые, как полагают, были созданы первыми жителями острова около 8 тыс. лет назад. Некоторые из самых известных мест архипелага – Голубая пещера (Modra špilja) и Пещера тюленя-монаха (Medvidina špilja).

Имбабура, Эквадор

Глобальный геопарк ЮНЕСКО Имбабура расположен на севере Андского региона, в Республике Эквадор. Имбабура известен множеством озер и великолепными геологическими образованиями, такими как Водопады Пегуче. Самой высокой точкой геопарка является вершина вулкана Котакачи (4939 м), расположенного на территории экологического заповедника Котакачи-Каяпас. Столица провинции Ибарра, также известная как «белый город», объединяет в себе деревни коренного населения и колониальные города, привлекающие тысячи посетителей каждый год. В настоящее время в этом районе проживают представители различных этнических групп, в том числе каранки, каямби, отавало, зулета, натауэла, монтубио, афроэквадорцы и ава.

Гора Тролля (Тролльфьелль), Норвегия

Глобальный геопарк ЮНЕСКО Гора Тролля – это территория с уникальными характеристиками, сформировавшимися в результате долгой истории проживания людей. В то время как одни участки этой местности бедны питательными веществами и поэтому непригодны для растений, другие – плодородны и поддерживают пышную растительность и значительное биоразнообразие. Талькохлорит естественного происхождения использовался местным населением со времен железного века для производства посуды: от горшков до рыбацких грузил. Археологи обнаружили каменные карьеры, относящиеся к периоду викингов, которые в XII и XIII веках поставляли камень для строительства церквей. Проходы в пещере Солсем Горы Тролля украшены доисторическими наскальными изображениями танцующих фигур, датирующимися тысячелетиями.

Каньон Колка и Долина вулканов Андагуа, Перу

Глобальный геопарк ЮНЕСКО Каньон Колка и Долина вулканов Андагуа, расположенный в Южно-Перуанских Андах, отличается уникальными вулканическими ландшафтами, озерами, геологическими разломами, доиспанскими руинами и колониальными церквями. Сформированный 400 млн. лет назад ландшафт представляет собой огромный каньон Колка, один из самых больших и глубоких каньонов в мире. Рельеф геопарка, одной из немногих частей мира с множеством вулканических вершин, был сформирован реками лавы и таящими ледниками. Этот величественный ландшафт известен как Долина вулканов Андагуа, простирающаяся между каньоном Колка-Айо, Чачас-Андагуа и Оркопампа. Большинство жителей этих территорий принадлежат к доиспанским культурам, наследникам богатых обычаев, фестивалей и танцев, многие из которых связаны с уникальной тектонической территорией, ее горячими источниками и плодородными почвами.

Горы Коурель, Испания

Расположенный в северо-западной части Испании, Глобальный геопарк ЮНЕСКО Горы Коурель является домом для множества галисийских общин, проживающих на останках средневековых деревень и монастырей. Глубокие долины и каньоны региона образовались в результате эрозии. На примечательный облик гор повлияла добыча полезных ископаемых, отражающая взаимосвязь между людьми и минеральными ресурсами палеозойских пород региона, которые отделяют внутреннюю часть полуострова от побережья Атлантики. Считается, что между I и II веками н.э. Римская империя эксплуатировала десятки золотых приисков в этом регионе для добычи палеозойского первичного золота, что было связано с продуктом эрозии золотосодержащих кварцевых дайк и концентрацией их месторождений. В глубоких пещерах гор можно обнаружить хорошо сохранившиеся следы доисторической фауны и флоры, а также неолитические изображения.