Диас Доскараев: ATP 250 в Казахстане – всерьёз и надолго

32445

Вице-президент Федерации тенниса Казахстана Диас Доскараев – о турнире Astana Open, его настоящем и будущем

Диас Доскараев
Диас Доскараев
Фото: Андрей Ударцев (ФТК)

Диас, в 2020 году я назвал свой обзор на сайте Forbes.kz «Astana Open ATP 250: Первый. Временный». Сейчас, с учетом того, что «открылся» Китай, можно ли считать, что Astana Open «застолбил» за собой постоянное место в календаре ATP?

– Да, и вот факты. Первый турнир в пандемийном 2020 году действительно был временным, но в 2021-м мы уже приобрели бессрочную лицензию турнира ATP 250. В 2022 году провели турнир по временной лицензии ATP 500 – вместо отмененного в Пекине. А сейчас уже в рабочем порядке по своей лицензии снова проводим турнир 250. Еще раз подчеркну, что лицензия – без ограничения по времени. То есть пока мы турнир проводим, и проводим хорошо, никто его у нас не отнимет.

Замечательно! Отсюда следующий вопрос: за счет чего удается проводить турниры столь высокого уровня не разово, а на постоянной основе?

– В первую очередь отмечу всемерную – и финансами, и уделяемым временем – поддержку со стороны президента нашей теннисной федерации Булата Утемуратова. Ну и, конечно, присутствует накопительный эффект от организации на протяжении 16 лет соревнований самого разного уровня – как республиканских, так и международных. Год от года ФТК поступательно росла с точки зрения умения и опыта подготовки и проведения таких турниров.

Необходимо понимать, что категории турниров ATP Challenger Tour, ATP Tour 250 и 500 – это, конечно же, разные подходы, разные требования, но одинаково высокая ответственность. И с каждым годом мы растем как организаторы. Федерация ведь не нанимает какую-то компанию, а самостоятельно, силами всех своих сотрудников проводит мероприятия, турнир-250 в том числе. И то, что на данном турнире всё на высоком уровне, отмечают все представители ATP, включая элитного супервайзера ATP Tour Андрея Корнилова из Узбекистана. И каждый из них готовит для ATP свой отчет. (От себя добавлю, что интернациональная команда включает также менеджера АТР аргентинца Пабло Хуареса, медиаофицера француженку Стефани Наталь и главного судью итальянца Эмилиано Дзанона – здесь и далее примечания автора).

Но главные наши проверяющие – это, конечно, игроки. Почему? Потому что именно игроки являются главными «актерами» всего профессионального тура, на игроков приходят посмотреть зрители. От них ничего не скроешь, они дают свою оценку питанию, проживанию, транспорту, логистике. И даже если с этим всё хорошо, они должны еще чувствовать энергию в глазах каждого сотрудника – будь то статистики, фотографы, водители, да даже работники гостиницы (хотя они и сторонние для нас люди). Вся команда (а это с волонтерами около 500 человек!) должна быть вовлечена. И охрана, которая на корте и вне его обеспечивает безопасность игроков, и повара, и официанты, то есть все-все-все, кто соприкасается с игроками. Игроки ведь понимают, рады им или нет. И это главный фактор.

Вопрос по судьям. Есть ли среди судей на вышке и линейных наши арбитры?

– Меруерт Каукеева – да, а вот Юлия Игнатченко сейчас работает на других турнирах. (Игнатченко в ноябре 2022 года первой из наших судей на вышке получила «Серебряный значок» (Silver Badge) ITF. Каукеева – обладательница «Бронзового значка»).

У судей вообще вся карьера строится пошагово – от судьи на линии к судье на вышке, от местных турниров к международным, вплоть до турниров Большого шлема. Так что обмен судьями для получения необходимого опыта и повышения квалификации – это обычная практика. Этим в числе прочегов Федерации занимается департамент под руководством Дмитрия Савчука (он же директор нынешнего турнира).

Выехать на турнир в другую страну, чтобы соприкоснуться с другой культурой, почувствовать атмосферу турнира, посмотреть, как там судят, увидеть новых игроков – это всё очень важно. Со стороны может показаться, что работа судьи на линии простая: следи за мячом и фиксируй аут. Но на самом деле это целая наука: потому что разные игроки – разные характеры (кто-то может и надавить на линейного), разная атмосфера, разные траектории полета мяча, разная скорость, что делать, когда ошибаешься… Когда мяч на подаче летит со скоростью 220-230 км/ч, линейный крикнул: «Аут!», а игрок просит повтор и... система Hawk-Eye показывает, что мяч буквально ворсинками, но зацепил линию! И вот эти повторы в пользу игроков сильно влияют на оценку судейства.

Но ошибаются все, включая самых авторитетных судей. Помните случай с Лахьяни, обладателем «Золотого значка», не заметившим, как Раонич задел сетку во время удара? А ведь это было буквально перед ним! (В 2013 году на «мастерсе» в канадском Торонто хозяин турнира Милош Раонич играл против аргентинца Хуана Мартина дель Потро. В одном из ключевых моментов матча Раонич рванулся вперед и пробил навылет, но при этом коснулся ногой сетки. Судья на вышке швед Мохамед Лахьяни, месяцем ранее судивший финал Уимблдона, следил за полетом мяча и нарушение пропустил. После того как повтор момента на большом экране отчетливо показал, что нога Раонича касается сетки в момент удара, Лахьяни свою ошибку признал, но решение не поменял). В любом случае судейство в теннисе – это целая индустрия. И в этом плане программа обмена судьями существует и пользуется огромным успехом.

С судьями разобрались. А приглашением игроков занимаются организаторы?

– Есть период, когда игроки могут сами заявляться, но некоторых игроков и мы можем приглашать. Даже в прошлом году, когда мы проводили ATP 500 и игроки сами были рады заявиться, федерация немало сделала для того, чтобы приехало как можно больше звезд. И здесь нужно отметить, что Astana Open уже пользуется огромной популярностью у теннисистов. Чему немало способствуют и те активности, которые мы проводим в рамках турнира: например, выезды игроков к детям-аутистам, акции в поддержку бездомных животных, посадка деревьев, мастер-классы с детьми, встречи с колясочниками, показывающие, что мы и инклюзивный спорт развиваем. Те, кто играл у нас раньше, делятся хорошими впечатлениями с другими игроками. Есть какая-то привлекающая всех изюминка у нашего турнира, помимо просто гостеприимства.

Я слышал, что в следующем году турнир будет проводиться в Алматы.

– Да, мы планируем провести турнир в Алматы. Уже дважды комиссия ATP приезжала в южную столицу, смотрели и «Алматы Арену», и «Халык Арену» – сравнивали, просматривали также гостиницы.

Название Astana Open сохранится? Всё-таки уже раскрученный бренд.

– Нелогично проводить в Алматы турнир Astana Open. Поэтому скорее всего название изменится на Almaty Open. Но время подумать еще есть. Предстоит ведь огромная работа по переезду турнира в Алматы. Там необходимо, скажем так, создавать атмосферу тенниса.

В Астане ведь всё логично и понятно. Есть Национальный теннисный центр (с 2022 года его главный корпус носит название Beeline Arena), где проводилось уже множество турниров, где хорошая инфраструктура: раздевалки, игровые и тренировочные корты, тренажерные залы. Всё сделано под теннис и всё уже обкатано. А в Алматы теннисного центра такого масштаба нет. И поэтому нам нужно будет, что называется, переформатировать под теннис «Алматы Арену» или «Халык Арену», или что-то другое.

Да, на «Алматы Арене», к примеру, проводились уже представительные международные соревнования по другим видам спорта, например, «Финал четырех» Лиги чемпионов УЕФА по футзалу, концерты. То есть опыт уже есть, есть раздевалки, точки общепита и прочее. Просто это необходимо правильно перепланировать под теннис: где будут располагаться игроки и где судьи, как они будут передвигаться, где питаться и т. д. Займет такое переформатирование месяца два-три, не меньше.

Но даты в календаре останутся те же самые?

– В этом году календарь оказался для нас неудобным. Мы были зажаты между турнирами в Чэнду и Чжухае, проходившими со среды по вторник, и следующим за нами «мастерсом» в Шанхае, который был 12-дневным, а стал 14-дневным. Понятно, что завершать турнир во вторник непривычно. Но в следующем году календарь возвращается в правильное русло, турниры будут длиться от воскресенья (квалификация) до воскресенья. Вот и у нашего турнира будет правильное место в календаре: в середине октября, сразу после турниров в Токио и Шанхае. Игроки станут перемещаться в Европу, а мы как раз на полпути.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить