Придут ли в Казахстан консорциумы
Казахстан – страна классических бизнес-моделей. Причем, чем модель консервативнее, тем более доходная. Конечно, такое режет слух, особенно, когда вокруг все пестрит инновациями, технологиями, стартаперами и прочими «финтехами»
Стабильные и доходные «монстры» – это, как правило, большие компании, занимающие по 40%-60% доли рынка. Их модели дорогие, долгие, не всегда технологичные, но рабочие. И все же цифровому Казахстану нужна динамика, и мы должны искать новые революционные модели.
При изучении бизнес-моделирования, как правило, присматриваешься к стилю и ведению бизнеса нашими отечественными компаниями. Сейчас, находясь в самом сердце финансового рынка, наблюдать еще интереснее. Напоминает спортивные игры, когда все работают в одном правовом поле с одинаковыми правилами игры, но стратегии и почерки отличаются. Но большинство при этом предпочитают бизнес «в одиночку». Хотя существует наработанная практика работы консорциумов.
Почему строительные компании Казахстана вынуждены объединяться
За последние 10–15 лет на казахстанском рынке все более широкое распростран... →
Запад уже разработал базовые законодательные и технологические платформы для поддержания моделей консорциумов. Компании и банки объединяют усилия, деньги, данные и другие ресурсы для наращивания либо объемов бизнеса, либо его эффективности. Достаточно успешная модель шведского платежного сервиса Swish, в консорциумы объединяется и ряд блокчейн-компаний Corda, Hyperledger, BIII – консорциум, созданный страховщиками, Группа японских банков и другие. Большинство из них это блокчейн-консорциумы, что предопределяет отличный бизнес-дуэт технологий и маркетинга. Нужны лишь понимание, управление и видение работы в «объединенном» режиме.
Мало оценены в Казахстане и модели консорциумов данных, но они просто жизненно необходимы в условиях развития big data science. Это, так называемые, data consortiums – когда компании объединяют свои данные для получения более эффективных результатов и аналитики, прогнозирования и улучшения финансового результата. Большие данные дают большие возможности, небольшие данные, по закону малых чисел, к сожалению, нет. Почему же еще не привита к нам модель консорциумов, и чем же она хороша, если хороша?
Консорциумы подразумевают открытость, чего не терпит уязвимый бизнес. И раскрывать все свои слабые места и бизнес-стратегии никто желанием не горит. Не удивителен и тот факт, что для работы в консорциуме нужны специалисты, а «цифровой» кадровый голод в стране налицо. Работать с данными умеют далеко не все, а если и умеют, то будут делать сугубо для своих бизнес-интересов. Вот и получается, что проще отказаться от работы в консорциуме, чем работать.
Глава Freedom Finance об эпохе смелых и дерзких
Мы живем в эпоху больших перемен. Информационная революция и развитие техно... →
Но все же если крупными мазками пройтись по преимуществам бизнес-модели консорциумов, в том числе по объединению данных, то можно выделить три основных момента. Во-первых, это масштаб и другие, более широкие, возможности развития. Во-вторых, это колоссальная оптимизация средств, ресурсов, и, конечно же времени. В-третьих, коллаборация – знаний, опыта для повышения качества и ускорения в достижении результатов. И это только вершина айсберга.
С точки зрения развития цифрового Казахстана модели консорциумов позволят делать быстрые и качественные рывки, что по сути и нужно с точки зрения маркетинга и развития. Страна переживает эпоху перемен в каждой отдельной компании и секторе. А сколько бюджета тратят компании на однообразные стратап-проекты? Многие из них копируют друг друга и слабо дифференцируются. Объединяться и усиливаться – одна из успешных стратегий будущего, которая может работать в любом масштабе.
Асем Болатжан, директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро