Придут ли в Казахстан консорциумы

13382

Казахстан – страна классических бизнес-моделей. Причем, чем модель консервативнее, тем более доходная. Конечно, такое режет слух, особенно, когда вокруг все пестрит инновациями, технологиями, стартаперами и прочими «финтехами»

Асем Болатжан.
Асем Болатжан.

Стабильные и доходные «монстры» – это, как правило, большие компании, занимающие по 40%-60% доли рынка. Их модели дорогие, долгие, не всегда технологичные, но рабочие. И все же цифровому Казахстану нужна динамика, и мы должны искать новые революционные модели.

При изучении бизнес-моделирования, как правило, присматриваешься к стилю и ведению бизнеса нашими отечественными компаниями. Сейчас, находясь в самом сердце финансового рынка, наблюдать еще интереснее. Напоминает спортивные игры, когда все работают в одном правовом поле с одинаковыми правилами игры, но стратегии и почерки отличаются. Но большинство при этом предпочитают бизнес «в одиночку». Хотя существует наработанная практика работы консорциумов.

Запад уже разработал базовые законодательные и технологические платформы для поддержания моделей консорциумов. Компании и банки объединяют усилия, деньги, данные и другие ресурсы для наращивания либо объемов бизнеса, либо его эффективности. Достаточно успешная модель шведского платежного сервиса Swish, в консорциумы объединяется и ряд блокчейн-компаний Corda, Hyperledger, BIII – консорциум, созданный страховщиками, Группа японских банков и другие. Большинство из них это блокчейн-консорциумы, что предопределяет отличный бизнес-дуэт технологий и маркетинга. Нужны лишь понимание, управление и видение работы в «объединенном» режиме.

Мало оценены в Казахстане и модели консорциумов данных, но они просто жизненно необходимы в условиях развития big data science. Это, так называемые, data consortiums – когда компании объединяют свои данные для получения более эффективных результатов и аналитики, прогнозирования и улучшения финансового результата. Большие данные дают большие возможности, небольшие данные, по закону малых чисел, к сожалению, нет. Почему же еще не привита к нам модель консорциумов, и чем же она хороша, если хороша?

Консорциумы подразумевают открытость, чего не терпит уязвимый бизнес. И раскрывать все свои слабые места и бизнес-стратегии никто желанием не горит. Не удивителен и тот факт, что для работы в консорциуме нужны специалисты, а «цифровой» кадровый голод в стране налицо. Работать с данными умеют далеко не все, а если и умеют, то будут делать сугубо для своих бизнес-интересов. Вот и получается, что проще отказаться от работы в консорциуме, чем работать.

Но все же если крупными мазками пройтись по преимуществам бизнес-модели консорциумов, в том числе по объединению данных, то можно выделить три основных момента. Во-первых, это масштаб и другие, более широкие, возможности развития. Во-вторых, это колоссальная оптимизация средств, ресурсов, и, конечно же времени. В-третьих, коллаборация – знаний, опыта для повышения качества и ускорения в достижении результатов. И это только вершина айсберга.

С точки зрения развития цифрового Казахстана модели консорциумов позволят делать быстрые и качественные рывки, что по сути и нужно с точки зрения маркетинга и развития. Страна переживает эпоху перемен в каждой отдельной компании и секторе. А сколько бюджета тратят компании на однообразные стратап-проекты? Многие из них копируют друг друга и слабо дифференцируются. Объединяться и усиливаться – одна из успешных стратегий будущего, которая может работать в любом масштабе.

Асем Болатжан, директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить