Невидим и опасен

9520

За последние три года внешний государственный долг Казахстана удвоился до $14 млрд на конец 2016 года

Кроме того, внешний долг государственных компаний вырос до $23 млрд (учитываются только компании, в которых доля участия государства составляет более 50%). Таким образом, в сумме внешний долг расширенного государственного сектора составляет $37 млрд. Выплаты по нему составят $5 млрд в 2017 году и почти $6 млрд в 2018-м. При этом сумма накоплений в Национальном фонде равна $61 млрд.

По нашим расчетам, Нацфонд растет только при цене на нефть более $30 за баррель. При цене в $50 за баррель поступления в него составят $5,6 млрд в год. При этом ежегодно из Национального фонда в бюджет передается $9 млрд. Может ли внешний долг нести опасность для сохранности средств фонда будущих поколений?

В декабре 2016 года была принята новая концепция формирования и использования средств Нацфонда. В ней впервые заявлено, что для поддержания финансовой устойчивости страны политика управления государственным долгом и внешним долгом квазигосударственного сектора должна быть увязана с политикой использования средств Нацфонда. Вводится новое ограничение – сумма общего долга правительства (внутреннего и внешнего, равен $26 млрд) и внешнего долга квазигосударственного сектора не должна превышать размер валютных активов Национального фонда. Таким образом, у правительства и госкомпаний теоретически еще есть возможность занять $13 млрд. Однако существует риск, что долгов, требующих государственного участия, уже накоплено больше, чем сбережений в Нацфонде.

МВФ в своем последнем региональном докладе указал, что статистика внешнего долга государственных компаний может быть заниженной. Кроме того, есть внешние долги частных компаний, которым правительство вынуждено помогать ввиду их значимости для экономики. Крупнейшим должником среди госкомпаний является «КазМунайГаз», который накопил внешний долг в $11 млрд. Другим крупным должником является «КТЖ» с долгом в $6 млрд. Кроме того, БРК должен более $6 млрд.

На фоне падения цен на нефть и снижения экономической активности государственные компании испытывают проблемы с обслуживанием своих внешних обязательств. Хотя они получали и расходовали внешние займы в качестве самостоятельных компаний, государство является фактическим гарантом по их долгам. Так, в 2015–2016 годах «КазМунайГаз» и «КТЖ» получили помощь для выплаты внешних долгов из Нацфонда – $4 млрд и ЕНПФ – 50 млрд тенге. Другая госкомпания «Самрук-Энерго» должна погасить $500 млн внешнего долга в декабре 2017 года.

Кроме долгов государственных компаний правительство также вынуждено погашать долги несостоятельных заемщиков из частного сектора. Например, QazKom получает помощь в размере $4 млрд из Нацфонда, а размер общего пакета помощи банковскому сектору составляет около $6 млрд. Сельхозники также требуют помощи от государства – общий долг трех крупнейших агрохолдингов страны составил более $4 млрд и, скорее всего, будет выкуплен государственным Фондом проблемных активов, который капитализируется из средств Нацфонда.

В связи с вышеизложенным правительству необходимо срочно провести ревизию невидимого государственного долга, то есть внешних долгов всех компаний, которые могут потребовать государственной помощи, с раскрытием их списка для общественности. Если не сделать этого сейчас, то, возможно, все сбережения, накопленные страной в период нефтяного бума, уйдут на оплату внешних долгов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить