Как встать на путь оздоровления экономической и бюджетной политики

12043

Здоровое население является как причиной, так и результатом экономического роста и развития

ФОТО: pixabay.com

Но достижение и того, и другого сегодня требует от политиков выхода из своей зоны комфорта. В частности, новое поколение глобальных кризисов, включая пандемии, изменение климата и растущий голод, требует фундаментального переосмысления роли министров финансов.

Нам следует это знать. Как бывшие министры финансов, мы считаем, что в данный момент макроэкономическая политика требует гораздо более активного взаимодействия с отраслевыми министерствами. В частности, министрам финансов необходимо лучше оценивать потенциальные экономические последствия рисков для общественного здравоохранения, вводить налоги, улучшающие показатели здоровья, и принимать бюджетные и нормативные решения, выходящие за рамки краткосрочных соображений государственного финансирования. Невыполнение этих требований будет означать неподготовленность к следующему кризису, как в здравоохранении, так и в экономике.

Разрушительные экономические последствия пандемии COVID-19 показали, почему министры финансов должны предвидеть меры реагирования на глобальные риски для здоровья. По прогнозам, к 2024 году пандемия унесет жизни более 15 миллионов человек и обойдется мировой экономике в более чем 12 триллионов долларов недополученного ВВП. Карантин, который всего несколько лет назад был бы немыслим, привел к тому, что закрытие школ и университетов затронуло более 1,5 миллиарда учащихся, что влечет за собой серьезные долгосрочные последствия для целого поколения детей и молодежи, особенно тех, кто не имеет доступа к эффективному обучению из дома.

Простыми словами, экономические последствия сегодняшних системных кризисов в области здравоохранения несут такую значительную угрозу, что министры финансов больше не могут считать национальную и глобальную политику в области здравоохранения, особенно оценку рисков и готовности к различным потрясениям, исключительной компетенцией специалистов сектора здравоохранения. Вместо этого, для укрепления устойчивости своих стран к любому потенциальному кризису, министрам финансов необходимо активнее взаимодействовать с руководителями органов здравоохранения.

Во многих странах министр финансов до сих пор устанавливал только общие бюджеты отраслевых министерств, отвечающих за здравоохранение, оставляя исполнение на усмотрение соответствующих ведомств. Аналогичным образом, повседневные требования к министрам здравоохранения часто заставляют их уделять больше внимания управлению больницами и медицинскими учреждениями государственного сектора, чем здоровью населения, предотвращению кризисов и готовности к реагированию. Эти узкие представления об их соответствующих ролях привели к снижению эффективности результатов в области здравоохранения и экономики.

Поэтому министрам финансов необходимо принимать более непосредственное участие в принятии решений в ключевых областях, влияющих на общественное здравоохранение и экономические показатели. Многосекторальный подход необходим для определения политики и бюджетных разделов, которые влияют на здоровье, в таких областях, как водоснабжение и санитария, питание и спорт, экологически чистая энергетика, образование для девочек и программы школьного питания.

Например, за последнее десятилетие Южная Африка предоставила бесплатные и не облагаемые налогом гигиенические прокладки школьницам и женщинам, Чили ввела маркировку продуктов питания и изменила программы школьного питания, а Мексика исключила содержание сахара в молоке в детских садах. Как показывают эти примеры, взаимосвязь между финансами и здравоохранением задает ритм, но для завершения симфонии необходим вклад других секторов.

Более того, соотношение цены и качества должно быть в центре государственного финансирования здравоохранения. Повышение эффективности должно идти рука об руку с большей справедливостью. Обсуждение должно выйти за рамки краткосрочных бюджетов и перейти к совместному надзору за общей эффективностью системы здравоохранения посредством повышения качества закупок, улучшения финансового управления и механизмов подотчетности, чтобы обеспечить устойчивое и справедливое достижение фондами здравоохранения конкретных результатов.

Так, Колумбия ввела контроль за ценами в своем секторе здравоохранения на основе данных с мировых рынков. Мексика консолидировала закупки лекарств в государственном секторе и автоматически санкционировала лекарства, уже одобренные американскими, европейскими и японскими регулирующими органами. Аргентина ввела экономически эффективную систему аукционов в национальной организации для обеспечения ухода за пожилыми людьми. Южная Африка и Индия совместно добиваются отказа от соглашения TRIPS (Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности) в отношении профилактики, сдерживания и лечения COVID-19, чтобы устранить сбои на рынке, в частности, непомерную стоимость основных общественных благ, таких как массовая вакцинация.

Помимо финансовых проблем, разработка правильной государственной политики и нормативных актов имеет критическое значение для улучшения общественного здравоохранения. Здесь министры финансов могут ввести налоги на вредные для здоровья продукты, увеличить расходы на исследования и разработки в области здравоохранения, усилить регулирование конкуренции для сдерживания цен на фармацевтическое и медицинское оборудование, обеспечить строгие правила для государственных и частных медицинских страховщиков и сдержать рост прямых личных расходов домохозяйств.

С этой целью Южная АфрикаНигерияМексика и Габон ввели налоги на подслащенные напитки, Аргентина и Колумбия повысили налоги на табак, а Габон установил акцизный налог на сигареты. Для финансирования медицинского обслуживания Нигерия утвердила налог на телефонные звонки, а Южная Африка намерена ввести налоги на вейпинг и электронные сигареты, чтобы воспрепятствовать их использованию, особенно молодежью.

Наконец, пандемия COVID-19 продемонстрировала, что глобальные проблемы здравоохранения не могут быть решены только на национальном уровне. Переосмысление диалога между здравоохранением и экономикой должно включать пересмотр управления и деятельности международных финансовых учреждений и учреждений здравоохранения, а также укрепление их сотрудничества. Кроме того, эти организации должны включать в свои оценки макроэкономических рисков потенциал по предотвращению кризисов в области здравоохранения и реагированию на них.

Нынешние глобальные кризисы требуют, чтобы политики, принимающие решения в области здравоохранения и экономики, переосмыслили и укрепили свое сотрудничество на национальном и международном уровнях. Играя центральную роль в этом процессе, министры финансов могут внести свой вклад в создание мира, способного лучше противостоять будущим экономическим угрозам, связанным со здоровьем.

Маурисио Карденас, Николас Дюжовне и Режис Иммонго внесли свой вклад в написание этого материала.

Кеми Адеосун, бывший министр финансов Нигерии.

Хосе Антонио Гонсалес Анайя, бывший министр финансов Мексики.

Тревор Мануэль, бывший министр финансов Южной Африки.

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить