Два бюджета — два пути: как США и Германия решают проблему госдолга
Чем обернётся новая бюджетная политика США и Германии

КУСКО (ПЕРУ) — Минувшие недели оказались судьбоносными для бюджетов США и Германии. В Америке обе палаты Конгресса утверждали различные версии «одного большого прекрасного билля», который президент Дональд Трамп в итоге подписал в День независимости США — 4 июля. А в Германии правительство канцлера Фридриха Мерца согласовывало параметры бюджета на 2025 год, а также план расходов на период до 2030 года.
Оба бюджетных плана предвещают рост дефицита бюджета и госдолга. Но на этом сходства заканчиваются.
В бюджете США станет постоянным снижение налогов, проведённое Трампом в 2017 году, и появится налоговая льгота для чаевых, оплаты сверхурочной работы и процентов по кредитам на покупку автомобилей отечественной сборки. Эти нормы закона будут «оплачиваться» (если это уместное слово) сокращением расходов на здравоохранение и продовольственную помощь домохозяйствам с низкими доходами, а также отменой ряда налоговых льгот, связанных с экологически чистой энергетикой.
О «большом ужасном билле» Трампа можно сказать так много негативного, что даже трудно решить, с чего начать. Этот закон невероятно регрессивный: он сочетает постоянное снижение налогов для корпораций и богачей с сокращением помощи беднейшим семьям. Поэтапная отмена налоговых льгот для солнечных панелей на крышах, электромобилей и электричества с нулевым уровнем выбросов парниковых газов — это катастрофа для окружающей среды. Учитывая сокращение финансирования науки и введение новых налогов на университеты, трудно представить, как всё это может привести к бурному росту производительности.
Кроме того, это финансово безответственный бюджет. Согласно оценкам Бюджетного управления Конгресса США (CBO), внепартийного органа фискального надзора, этот билль увеличит дефицит бюджета на $3,5 трлн в ближайшие десять лет. Может показаться, что это не такое уж непосильное бремя для экономики размером в $30 трлн. Но оно накладывается на дефицит бюджета, который уже превышает 6% ВВП, на соотношение долга к ВВП в размере 120%, а также на высокие процентные ставки, которые продолжают повышаться.
В США есть бюджетное правило, которое обязательно к исполнению во время согласования бюджета в Конгрессе (именно в ходе этого законодательного процесса с минимальным большинством голосов удалось протолкнуть финальный текст билля в Палате представителей и Сенате). Это так называемое правило Бёрда, которое не позволяет согласовывать закон, если он увеличивает дефицит бюджета относительно предыдущего базового уровня в ближайшие десять лет. А именно это произойдёт с нынешним биллем, согласно расчётам CBO.
Сенат «решил» эту проблему, креативно дав новое определение базовому уровню, который был рассчитан с учётом ранее сниженных Трампом ставок налогов, в результате чего увеличение дефицита стало выглядеть меньше. А ведь как благочестиво рассуждала Республиканская партия о стабилизации долга!
Германия тоже ослабила бюджетные правила, но лишь частично и (что очень важно) таким образом, чтобы не поставить под угрозу устойчивость долга. В марте был скорректирован «долговой тормоз» страны — конституционная норма, ограничивающая заимствования на уровне всего лишь 0,35% ВВП (с учётом циклических колебаний). Из него были исключены военные расходы, превышающие 1% ВВП, а также фиксированный пакет расходов на инфраструктуру.
Обоснования ясные и убедительные. Увеличение расходов на оборону необходимо для безопасности Германии, учитывая воинственно настроенную Россию у порога Европы и новые реалии в Америке, которая перестала быть надёжным союзником. А дополнительные инвестиции в инфраструктуру нужны, чтобы устранить их давний недостаток, который сегодня уже ставит под угрозу рост экономики.
В то время как бюджет США включает $12,5 млрд на модернизацию инфраструктуры воздушного транспорта, бюджет Германии выделяет 42 млрд евро ежегодно в течение 12 лет на инвестиции в железные и автомобильные дороги, энергосети, борьбу с изменением климата. И всё это в стране, у которой экономика по размерам равна лишь шестой части экономики США. Нетрудно догадаться, в какой стране бюджетная стратегия будет больше способствовать росту экономики.
Но хотя Германия ослабила долговой тормоз, а правительственные заимствования будут увеличиваться, сохраняющиеся нормы не позволят немецкому госдолгу расти беспредельно. Крайне важно, что потолок дефицита в 0,35% по-прежнему распространяется на процентные платежи — даже по долгам, связанным с увеличением оборонных расходов и модернизацией инфраструктуры. По мере роста долгов на эти цели и, соответственно, процентных выплат по ним властям придётся сокращать другие расходы или же повышать налоги, чтобы уложиться в лимит 0,35%.
Это автоматически стабилизирует соотношение долга к ВВП, хотя и на уровне, более близком к 100% ВВП, чем к нынешним 63%. Если Германия не отменит долговой тормоз полностью, ей не будет грозить кризис долговой устойчивости, когда соотношение долга к ВВП безудержно растёт.
Это, конечно, большое «если». Но все, кто знает Германию, понимают, что немцы морально и политически привержены идее долговой устойчивости. Одно дело — смягчить режим бюджетной экономии по веским причинам (безопасность и долгосрочный рост экономики). И совсем другое — отказаться от здравого смысла в бюджетной политике. Немцы понимают эту разницу. Америка Трампа — к сожалению, нет.