Долговой кризис и финансирование развития: почему реформы необходимы уже сейчас

Долговое бремя всё сильнее сковывает развивающиеся страны, и теперь как никогда важно изменить подход к финансированию развития

гордиев узел, разрешение проблемы, путы, связывание, долги,
Фото: © Depositphotos.com/kvkirillov

СЕВИЛЬЯ — Перед государственными делегациями и другими участниками IV Международной конференции по финансированию развития, проходившей в испанской Севилье, предстала отрезвляющая реальность: в значительной части развивающегося мира усиливается многогранный кризис. Голод, болезни, слабость экономики, климатическая уязвимость, недофинансирование системы образования, низкое качество инфраструктуры, постоянная безработица — все эти серьёзные проблемы сохраняются не потому, что у них нет решений, а потому что не хватает политической воли и элементарной человеческой солидарности.

Первый шаг к решению этих проблем — урегулирование долгового кризиса, поразившего многие страны с низкими и средними доходами. Хотя от долговых проблем страдают развивающиеся страны во всём мире, их последствия острее всего ощущаются в Африке, а именно этот регион определит развитие мировой экономики в предстоящие десятилетия. Доля Африки в общей численности мировой молодежи, по прогнозам, повысится с 23% сейчас до 35% к 2050 году, поэтому недостаток инвестиций сегодня не только затормозит развитие на континенте, но и поставит под угрозу стабильность в других регионах.

Проблемы сохраняются из-за структурных особенностей международной финансовой системы. Обычно капиталы направляются в развивающиеся страны во время глобальных бумов, а в периоды спадов начинается их бегство оттуда. В развитых странах обратная картина: капиталы устремляются туда во время кризисов. Подобная система усиливает глобальное неравенство: в богатых странах снижаются относительные риски и процентные ставки, которые платят их правительства и компании.

Развивающиеся страны страдают также от хронического недостатка инвестиций в инновации, образование и инфраструктуру. Периоды экономического подъёма регулярно обрываются кризисами и жёсткой бюджетной экономией; возникает порочный круг со стагнацией и низким уровнем государственного потенциала. Попытки обеспечить финансовыми ресурсами госучреждения и стимулировать развитие натыкаются и на другие препятствия: незаконные финансовые потоки, уклонение от налогов, слабое налогообложение прибылей транснациональных фирм, несправедливое изъятие природных ресурсов, масштабная репатриация дивидендов. Как показывает история, местные элиты не смогли создать сильные институты, позволяли процветать охотникам за рентой и сопротивлялись реформам, повышающим ответственность и устойчивость.

Чтобы помочь разорвать этот порочный круг (особенно в части долга), мы и ещё более 30 экономистов и юристов, действуя по поручению ныне покойного папы Франциска, подготовили «Юбилейный доклад», который недавно опубликовал Ватиканом. В докладе предлагается дорожная карта не только для борьбы с нынешним кризисом в сфере развития и суверенных долгов, но и (что важно) для предотвращения будущих кризисов. В нём содержатся призывы к скоординированным реформам на уровне многосторонних организаций, суверенных юрисдикций и национальных правительств, но его базовая идея проста: бедные и развивающиеся страны смогут преобразовать экономику и достичь амбициозных целей развития, только получив доступ к качественному финансированию.

Для это требуются три взаимосвязанные системы. Во-первых, нам нужны эффективные правила урегулирования долговых кризисов. Нынешняя система не работает, а недавние попытки её улучшить не достигли цели. Например, «Общие рамки урегулирования долга», одобренные во время пандемии Covid-19, были призваны улучшить координацию кредиторов, но не создали стимулов для своевременной реструктуризации.

В результате чистый приток частного капитала в страны с уровнем доходов ниже среднего остаётся отрицательным с 2022 года, хотя международные финансовые организации продолжают выделять им средства. Новое финансирование не помогает восстановлению экономики, а перенаправляется на выплаты частным кредиторам (обычно с высокими издержками). Тем самым налогоплательщики всего мира финансируют выплаты частным кредиторам, пока страны, находящиеся в бедственном финансовом положении, вынуждены сокращать расходы на базовые услуги. Это ужасный порочный круг, которого можно было избежать. Частным кредиторам и должникам нельзя позволять с такой лёгкостью уклоняться от участия в реструктуризации долга.

Во-вторых, нам нужно недорогое долгосрочное финансирование развития. Долг, по сути, не является чем-то плохим. Более того, устойчивое кредитование — правильно планируемое и используемое — содействует развитию инфраструктуры и широким экономическим преобразованиям. Глобальная система должна переключиться с краткосрочных, спекулятивных потоков на долгосрочное, продуктивное финансирование, которое поддерживает развитие с широкими и длительными результатами. Это значит, что надо увеличивать и совершенствовать льготное кредитование, а также привлекать финансирование многосторонних банков развития в страны с низкими доходами и в развивающиеся страны в целом. Кроме того, надо помогать мобилизации внутренних ресурсов и развитию рынков капитала в местной валюте.

Впрочем, даже если прямо сегодня провести все необходимые реформы, многим странам с низкими доходами потребуются десятилетия, чтобы начать самостоятельно удовлетворять свои финансовые потребности. В их случае доступ к кредитованию будет сохранять решающее значение.

В-третьих, мы должны гарантировать более справедливую стоимость капитала. Рынки и рейтинговые агентства регулярно преувеличивают риски в Африке и развивающихся странах в целом. Из-за этого процентные ставки там намного выше уровня, необходимого для компенсации риска дефолта, а тем более задержки платежей. Более того, согласно проведённому агентством Moody’s анализу, в африканских странах самый низкий в мире уровень дефолтов по инфраструктурным кредитам — всего 1,9%, хотя в Восточной Европе он равен 12,4%, а в Латинской Америке 10,1%. Несмотря на это, африканские страны сталкиваются с неоправданно высокой стоимостью заимствований из-за восприятия рисков, которое порождает превратное самосбывающееся пророчество: высокие процентные ставки действительно приводят к росту дефолтов.

Наиболее могущественные страны мира не хотят сегодня увеличивать свой вклад в систему многостороннего финансирования. Их нежелание подрывает глобальную экономическую, социальную и политическую стабильность. Тем не менее можно добиться большего, улучшив использование уже имеющихся ресурсов; гарантировав, что средства международных финансовых учреждений помогают развитию и восстановлению, а не обслуживают интересы частных кредиторов; утвердив глобальные правила для своевременной и всесторонней реструктуризации долга для восстановления устойчивости.

Отдача будет значительной. Готовящийся к публикации анализ Африканского центра экономических преобразований (ACET) показывает, что снижение уровня расходов на обслуживание долга до 5% от суммы государственных доходов позволило бы Египту обеспечить питьевой водой всё население страны, Сенегалу — улучшить санитарные условия для 300 тысяч человек, Эфиопии — дополнительно привлечь в начальную школу 340 тысяч детей, Анголе — спасти жизни более 10 тысяч детей младше пяти лет.

Развитие всегда связано с рисками. Справедливая финансовая система распределяет эти риски эффективно и равномерно, возлагая бремя на тех, кто лучше всего способен его нести. Нынешняя система действует наоборот. Её реформа — это необходимый шаг на пути к более стабильному, процветающему и справедливому глобальному будущему.

© Project Syndicate 1995-2025

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте