Сельское хозяйство как новый инструмент мира и стабильности
От гражданских войн до климатических шоков: почему продовольствие сегодня важнее дипломатии и как фермерские кооперативы влияют на безопасность целых регионов
МЕХИКО/НАЙРОБИ — Мир производит достаточно еды, чтобы накормить все человечество. Но, по данным Всемирной продовольственной программы ООН, в 2024 году более 295 млн человек испытывали острый голод — это рекордно высокая цифра. Усилению дефицита продовольствия способствуют многие факторы, но важнейший среди них — конфликты. Особенно это касается стран Африки южнее Сахары (АЮС).
Например, в Судане уже давно идет жестокая гражданская война. В отдельных районах страны становится все хуже из-за голода. Эти страдания, в свою очередь, приводят к ухудшению ситуации с безопасностью и дестабилизируют соседние страны.
При этом голод является далеко не единственной причиной проблем с безопасностью в Судане и других странах АЮС. Однако для стабильности требуется продовольствие, а значит, аграрный сектор может стать миротворческой силой в Африке и во всем мире. Для этого наши организации — CIMMYT и AGRA — работают с африканскими фермерами, помогая стабилизировать ситуацию в районах, страдающих от конфликтов и вооруженного экстремизма.
В провинции Кассала на востоке Судана кооператив под руководством женщин показал, как с помощью небольших мер можно повысить благосостояние общества. Одна из руководительниц кооператива, Имтитал Атта, сумела резко повысить урожайность и доходы, научившись более совершенным методам хозяйствования и получив доступ к более качественным семенам. Этот успех не только укрепил ее влияние и уверенность в себе, но и помог снизить цены на продовольствие для тысяч вынужденных переселенцев, которые нашли убежище в этом районе.
В северной Нигерии, давно страдающей от терроризма, Хабиба Абдулкарим и ее кооператив наталкивались на множество препятствий на пути к получению земли, а также необходимых средств и материалов. Однако объединившись для отстаивания своих нужд перед местным руководством, эта группа добилась выделения фермерской земли и качественных семян. В результате повысилась урожайность, снизились затраты, и это побудило других женщин объединиться в фермерские кооперативы, что принесло пользу отдельным домохозяйствам и обществу в целом.
Это не единичные случаи. Когда общество приходит в себя после конфликта, возрождение сельского хозяйства часто оказывается важным признаком восстановления. Стабильные поставки продовольствия приносят ощутимые дивиденды: семьи могут питаться, фермеры — зарабатывать, местная экономика — восстанавливаться. Гуманитарная помощь помогает населению снова встать на ноги, но только нормально функционирующие фермы и рынки способны восстановить долгосрочную стабильность.
Хотя речь идет о продовольственной безопасности в традиционном смысле (надежный доступ к достаточному и безопасному питанию), очевидно, что продовольствие может быть и стратегическим товаром. Помимо помощи населению, сельское хозяйство поддерживает слабые государства, придает легитимность их правительствам, создает условия для сотрудничества во все более фрагментированном мире. Даже, когда развивающиеся страны сосредоточены на продовольственном суверенитете и на самодостаточности, обеспечивающей геополитическую устойчивость, эта цель необязательно должна противоречить взаимозависимости. Устойчивый национальный агропродовольственный сектор позволяет странам выйти на более благоприятные позиции для сотрудничества с международными партнерами на собственных условиях, что укрепляет стабильность.
Сельское хозяйство может также стать платформой для диалога между геополитическими конкурентами. К примеру, страны, спорящие о торговле или границах, могут найти общий язык в вопросах борьбы с болезнями сельхозкультур или стабилизации поставок зерна. Такое сотрудничество позволяет наладить доверие, когда переговоры по более спорным вопросам заходят в тупик. Этого можно добиться через правительственные и неправительственные каналы, что показывает глобальная борьба с ржавчиной пшеницы: научные институты и правительства разных стран обмениваются устойчивыми сортами, защищая урожаи и укрепляя доверие, даже когда дипломатические отношения напряжены.
Также изменение климата подчеркивает неотложность задачи повышения продовольственной безопасности. Рост температуры, хаотичные дожди и деградация почв уже привели к снижению урожайности, а изменение погодных условий приводит к распространению вредителей и болезней. Эти факторы ставят под угрозу достаточность продовольствия и его безопасность для здоровья. Например, фузариоз — грибок, из-за которого пшеница приобретает розовый цвет, — токсичен для человека. Поскольку воздух становится теплее и влажней, фузариозу легче расти, что сейчас и происходит в Европе, где сельхозкультуры плохо сопротивляются этому грибку.
Климатически устойчивое сельское хозяйство (включая использование засухоустойчивых сортов культур, регенеративные методы, устойчивое орошение, комплексную борьбу с вредителями) в настоящее время нужно не только для поддержания производительности, но и для предотвращения гражданских беспорядков из-за роста цен и недостаточных поставок. Странам, которые не могут накормить свой народ, грозят социальные беспорядки, а тем, которые не могут вместе решать общие аграрные проблемы, грозят региональные конфликты. В результате климатические шоки в мировой продовольственной системе могут привести к беспрецедентным потрясениям.
Сельское хозяйство слишком долго отделяли от вопросов безопасности и стратегий дипломатии. Но работа по поддержанию и повышению устойчивости продовольственных систем должна быть ключом к постконфликтному восстановлению, площадкой для диалога между противниками, передовой стратегией борьбы с изменением климата. Развитие местного сельского хозяйства (в идеале с помощью международных инвестиций) может не урегулировать все конфликты, но ни один нельзя урегулировать без него.